Икона XII века погибает после 17 лет хранения в монастыре
Боголюбская икона Божией Матери, которую датируют концом XII века, практически погибла за 17 лет хранения в Успенском соборе Княгинина монастыря во Владимире. Как пишет "Независимая газета", икону сильно поразил грибок, красочный слой отстает. Специалисты опасаются даже исследовать икону, чтобы определить степень ее повреждения.
До передачи Церкви икона находилась под присмотром реставраторов в Государственном Владимиро-Суздальском музее. За много лет ее удалось реставрировать и стабилизировать ее состояние. При передаче иконы РПЦ было оговорено, что она будет храниться в специально оборудованном киоте, в котором будет поддерживаться искусственный микроклимат. Реставраторы ежегодно визуально проверяли икону. Весной 2009 года монахини сообщили сотрудникам музея, что икона начала портиться, и вернули ее специалистам. Оказалось, что она сильно поражена грибком. Информация о тяжелом состоянии памятника искусства была обнародована только после того, как к проблеме подключили специалистов Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря.
Проверка установила, что в киоте не работали кассеты, которые должны были обеспечивать постоянный микроклимат. Одну из кассет продали. Киот с иконой хранился в сырой крестильне, где грибком поражена целая стена.
Как заявила изданию руководитель отдела реставрации памятников древнерусской темперной живописи ВХНРЦ Галина Цируль, реставраторы зашли в тупик и до сих пор не могут принять решение, что делать с иконой. "Мы не можем даже оценить состояние древесины на участках, закрытых левкасом и красочным слоем. На обнаженных местах мелких повреждений, под микроскопом мы обнаруживаем древесину в структуре "пружинящей губки", что особо страшно для иконы. Здесь надо бы сканировать всю доску, но ни у нас, ни даже в Эрмитаже нет таких приборов, а рентген совершенно бессилен", - сказала Цируль. - Площадь отставания красочного слоя все увеличивается и увеличивается, вводить клей опасно – там вода, и это может ускорить катастрофу."
В настоящее время Боголюбская икона находится в специально оборудованном помещении Владимиро-Суздальского музея, и возможность для россиян увидеть ее когда-либо вновь пока под вопросом, пишет газета.
Недавно икона "Богоматерь Одигитрия", предположительно XII-XIV века, по инициативе Минкультуры и по просьбе патриарха Кирилла была передана Русскимс музеем на временное хранение в храм при элитном коттеджном поселке "Княжье озеро" в Истринском районе Подмосковья. На передаче иконы настояли несмотря на возражение реставраторов и сотрудников отдела древнерусского искусства, которые ссылались на плохое состояние образа. По данным "Коммерсанта", о передаче иконы поселку просил президент группы компаний "Сапсан" Сергей Шмаков, который руководил строительством поселка.
Дословно
Галина Цируль
Как реставраторы, мы зашли в тупик. В данный момент икона лежит на столе, музей нас торопит, мол, делайте что-нибудь, но мы до сих пор не можем принять решения. Площадь отставания красочного слоя все увеличивается и увеличивается, вводить клей опасно – там вода, и это может ускорить катастрофу. Ситуация сегодня такова, что мы не можем даже оценить состояние древесины на участках, закрытых левкасом и красочным слоем. На обнаженных местах мелких повреждений, под микроскопом мы обнаруживаем древесину в структуре "пружинящей губки", что особо страшно для иконы. Здесь надо бы сканировать всю доску, но ни у нас, ни даже в Эрмитаже нет таких приборов, а рентген совершенно бессилен – он ничего не дает.
"Независимая газета", 24.12.2009
Левон Нерсесян
Мы имеем некий образцово-показательный сценарий, по которому все будет разворачиваться дальше, если все эти "передачи на временное хранение" войдут у нас в обыкновение. Тем более – если все будет передано навсегда, безвозвратно и в полную собственность, как мечтают некоторые наши законодатели. Весь – подчеркиваю! – сценарий, включая демонстрацию необходимых мер предосторожности и даже ежегодные "парадные осмотры" контролирующих органов (мы же не будем ничего делать бесконтрольно, правда? мы еще пожарную инспекцию к контролю непременно привлечем – благо она у нас исключительно эффективно работает!). Проданную капсулу включить в этот сценарий тоже не забудьте. Хотелось бы, конечно, знать на какую именно подробность "монастырского благоустройства" пошли денежки – ну, да ладно. Продали и продали – это же была ИХ икона и ИХ капсула.
А еще прошу учесть, что с Боголюбской, как древней, прославленной и чудотворной еще "церемонились". С остальными – менее древними и менее прославленными – церемониться явно не будут. Особенно, если получат всё это, как рассчитывают, в безраздельное пользование.
Было бы странно предположить, что в музеях работают одни только подвижники, хотя процент их довольно высок – по сравнению, по крайней мере, со многими другими организациями. В целом, музейщики – вполне обычные люди, среди них есть хорошие и плохие, приятные и малосимпатичные, грамотные и не очень. Так же, как и везде. Но на их стороне – сложившаяся СИСТЕМА, которая, функционируя долгие годы определенным образом, обеспечивает необходимую стабильность и дает необходимые гарантии того, что работа их будет хотя бы удовлетворительной – независимо от личных качеств каждого конкретного человека. А вот если эту систему разрушить, или хотя бы резко изменить условия какой-нибудь одной задачи, то сориентироваться в новых условиях обычному человеку будет нелегко. Да, музейщики ограничивались на протяжении этих лет лишь поверхностным "визуальным наблюдением". А что они, простите, должны были делать? Таскать икону по несколько раз в год из храма в музей, где есть необходимая аппаратура для более обстоятельных наблюдений? Тогда икона, скорее всего, не прожила бы и отпущенных ей семнадцати лет.
В любом случае, я не защищаю никого персонально – никаких конкретных музейных сотрудников. Я пытаюсь защитить ту систему, которая функционировала и до сих пор функционирует более или менее удовлетворительно. И которую так упорно хотят порушить – из странных, нелепых и ни с чем не сообразных побуждений.
Живой журнал, 23.12.2009