ЕС не признает выборы в Южной Осетии
Евросоюз не признает легитимность выборов в Южной Осетии и их результаты. С таким заявлением выступила председательствующая в ЕС Чехия. Кроме того, Чехия в очередной раз выступила в поддержку территориальной целостности Грузии.
"ЕС осведомлен о прошедших 31 мая "парламентских выборах" в югоосетинском регионе Грузии, - говорится в официальном заявлении Евросоюза. - Проведение подобных выборов является незаконным и является откатом назад в поиске путей мирного урегулирования ситуации в Грузии". "ЕС снова подтверждает свою поддержку суверенитету и территориальной целостности Грузии в рамках международно признанных границ этой страны", - завляет Чехия.
По результатам обработки бюллетеней со всех избирательных участков, на выборах победила партия "Единство". Партия власти набрала 46,38 процента, Компартия Южной Осетии и Народная партия – получили по 14,6 и 20,35 процента соответственно. Всего в выборах принимали участие четыре партии - три вышеперечисленные и партия "Фыдыбаста" ("Отечество").
По данным ЦИК Южной Осетии, на территории республики зарегистрировано 52 436 избирателей. Внутри республики было открыто 88 избирательных участков, еще шесть - в Северной Осетии и еще один - в Москве.
По данным МВД Южной Осетии, в ходе выборов никаких нарушений общественного порядка зафиксировано не было. Явка избирателей составила почти 82 процента.
Комментарий
О том, что касается самого голосования и соответствия его общим требованиям к демократическим выборам, я ничего сказать не могу. Я там не был, я только слышал в новостях, что там были иностранные журналисты (имели ли они статус официальных международных наблюдателей, я не знаю). Другой вопрос – сам факт проведения выборов в самопровозглашенной стране. Вопрос о том, является ли до сих пор Южная Осетия автономией Грузии или отдельным государством, никак не разрешен – ни в Грузии, ни внутри мирового сообщества. И признание Южной Осетии одной-единственной страной не является достаточным основанием считать ее независимым государством. Потому есть серьезные сомнения, может ли такая территория выбирать свой парламент. Конечно, какие-то органы самоуправления могут быть и на такой спорной территории, но как называть это парламентом? Может ли эта страна принимать законы, которые не соответствуют законодательству Грузии в целом?
Это большой правовой вопрос, который упирается в политическую действительность последних лет. Для меня вопросы о Южной Осетии и Абхазии неразрывно связаны с политикой России на Кавказе в течение многих лет – с конца 80-х и по настоящее время. Мне представляется очевидным, что политика России на Кавказе, прежде всего по отношению к Грузии, - это политика нескрываемого давления. Действия, которые Россия в этом регионе называет миротворческими, никакого отношения к миротворчеству не имели все эти годы. А политика давления, нагнетания напряженности, подогревания местных конфликтов с центральной властью Грузии постоянно проводилась Россией при всех ее президентах. Иначе как недоброжелательным вмешательством во внутренние дела вопреки провозглашенным обязательствам поддерживать мир в регионе это не назовешь.
Что такое российские миротворческие формирования в Абхазии в начале 90-х? Те самые, которые энергично партнерствовали с Шамилем Басаевым. Я оговорюсь: силовое вмешательство Грузии, будь то в Абхазии или в Южной Осетии, я вовсе не оправдываю и не считаю необходимым. Я говорю о политике России по отношению к самопровозглашенным государствам. Так вот, входит ли в миротворческие функции появление в небе неопознанных самолетов, участвовавших в боевых действиях на абхазской стороне? Кроме того, у конфликтующих сторон были изъяты орудийные замки, без которых пушки не могут стрелять. Но в решающий момент военных действий абхазские пушки оказались с замками. Это миротворчество или открытая помощь одной стороне? Наконец, как понять то, что подавляющее большинство жителей Абхазии и Южной Осетии оказались российскими гражданами? Это ли действия миротворцев по мирному разрешению конфликтов?
Интересно, как бы Россия отреагировала, если бы третья сторона в массовом порядке предоставляла россиянам свое гражданство? Из Абхазии было огромное число беженцев, не менее 200 тысяч. Они остались беженцами до сих пор. Кто-то из них боится вернуться, а кому-то вернуться не дают. Эти люди ограблены в прямом смысле слова – их собственность либо разрушена, либо присвоена другими лицами. Их положение резко контрастирует с тем, как стали гражданами России абхазы и осетины. А ведь многие из них долго жили в России, это бывшие граждане Советского Союза, которые должны были получить российское гражданство, но мало кто из них его получил. Я лично участвовал в судебных процессах, но помочь удалось единицам. Между тем жителям Абхазии, чтобы получить российское гражданство, не надо никуда ехать – им надо лишь изъявить желание стать гражданами России.
У этой политики России далеко идущие перспективы? и это политика подливания керосина в огонь. Это дает России шанс вмешаться в любой международный конфликт, чтобы защитить "своих граждан". И это уже произошло в Южной Осетии. А еще, возможно, Россия захочет когда-нибудь присоединить к себе эти территории. Когда-то сходные механизмы сработали для того, чтобы в СССР появились три новые республики: Литва, Латвия и Эстония. Только там не надо было объявлять их независимыми государствами. Без этой памяти о позиции России на Кавказе рассмотрение прошедших выборов вряд ли осмысленно.
Сергей Ковалев, председатель правления правозащитной организации "Мемориал"
Выборы прошли ровно по тому сценарию, который предсказывали. Вместо "Народной партии" Джуссоева, которую не пустили, прошла другая "Народная партия", верная Кокойты – она набрала 20 процентов. Еще столько же набрали верные Кокойты коммунисты. Никаких неожиданностей быть не может.
Перед войной были вопросы: сколько людей живет в Южной Осетии, сколько из них получают пенсии, и куда эти деньги деваются. Во время войны мы частично услышали ответ на эти вопросы: в одном из цхинвальских УВД грузины случайно обнаружили две тысячи паспортов, которые собственно не были фальшивыми. Владельцы паспортов жили где-то в России, а в Южной Осетии по этим паспортам получали пенсии, деньги и так далее. Понятно, что владельцы этих паспортов так же могут голосовать.
Эксперты оценивали население Южной Осетии до войны в 30 тысяч человек. С тех пор прошла война, не восстановлен ни один дом, а выделенные на это деньги куда-то пропали. С тех пор большинство этих людей в Южную Осетию не вернулись. Стало быть, избирать реально могут гораздо меньше вышеназванных 30 тысяч человек.
Есть такой район Ахалгори, оккупированный нашими войсками. Там стоит немыслимое количество техники. По всем международным соглашениям, которые подписывала в том числе и Россия, этот район должен вернуться к Грузии. В этом районе проживают как грузины, так и осетины, и в отличие от Южной Осетии, которая была черным ящиком до войны, после войны многочисленные журналисты, побывавшие там, пролили свет на происходящие там ужасы. Рассказали о бандите, назначенном главой администрации; о южноосетинских бандитах, которые бегают по грузинским дворам и забирают там, что угодно и расстреливают, кого угодно; о похоронах, которые запрещали снимать.
По сержанту Глухову, который сбежал именно из Ахалгори, хорошо видно, какие у наших солдат там бытовые условия и какой боевой дух. Когда в Ахалгори случился взрыв (может, выпил кто-то много или перекурил), местное население испугалось и почти все убежали. Оттуда бежали не только грузины, но и осетины, не довольные своим освободителем Кокойты. Причем сбежав, они теперь живут в нормальных домах в поселках беженцев, которые грузины построили. Если деньги, выделенные Россией на восстановление Цхинвали, делит неизвестно кто, то тут люди, сбежавшие из Ахалгори, живут, может быть, не сильно радостно, но в нормальных домах. А избирателей, согласно списку Кокойты 20 тысяч человек.
Юлия Латынина, журналист
Дословно
Владимир Чуров
Наше общее впечатление, что организация выборов была на высоком уровне и организация участков в селах республики ни чем не отличалась от тех, которые располагались в Цхинвале. Грамотно работали участковые избиркомы и ЦИК.
РИА "Новости", 01.06.2009
Эдуард Кокойты
В Южной Осетии традиционно высокая явка и меня это особо не беспокоит, несмотря на то, что есть определенные призывы сорвать выборы. Я думаю, явка будет 65-70 процентов.
РИА "Новости", 30.05.2009