120 срочников, воевавших в Южной Осетии, пожаловались в прокуратуру
В органы военной прокуратуры передано более сотни жалоб на нарушение прав солдат-срочников, участвовавших в боевых операциях на территории Грузии в августе прошлого года, сообщает "Московский комсомолец" со ссылкой на председателя Союза комитетов солдатских матерей России Валентину Мельникову.
По словам Мельниковой, жалобы связаны с отказами в оформлении документов о несении службы в зоне военного конфликта, в выплате суточных, а также в оформлении ветеранских удостоверений.
Факт присутствия военнослужащих срочной службы в зоне грузино-южноосетинского конфликта впервые официально признал представитель главного организационно-мобилизационного управления Генштаба генерал-майор Иван Бородинчик 20 августа прошлого года. До этого Минобороны утверждало, что срочников в Южной Осетии не было.
Бородинчик тогда подчеркивал, что закон о воинской обязанности и военной службе позволяет привлекать подготовленных военнослужащих срочной службы к ведению боевых действий при условии, что они находятся в рядах вооруженных сил более шести месяцев.
В то же время, по данным Мельниковой, в Осетии в числе прочих воевали и новобранцы. Так, там находились срочники, призванные из Златоуста в мае того же года. При этом их родственникам сообщали, что служить призывники будут в Волгограде. 8 августа матери одного из молодых солдат командир сообщил, что ее сын находится на учениях на полигоне, однако через несколько минут после этого разговора ей пришло сообщение от сына о том, что его везли в зону грузино-осетинского конфликта.
Дословно
Валентина Мельникова
Мы пока подбили цифры лишь по четырем регионам: Москва, Волгоград, Пермь и Нижний Новгород. Здесь у нас имеется 122 задокументированные жалобы от солдат-срочников, воевавших в Южной Осетии. Притом что жаловались далеко не все.
Жалобы следующие: 23 человека сообщили, что командование отказалось оформить документы о том, что они служили в Южной Осетии. 24 человека из тех, кто туда попал 8 августа, не получили положенных 54 долларов за сутки. На отказ выдать удостоверения "ветерана боевых действий" имеются три жалобы. Еще трое ребят, обратившихся за помощью, были ранены в ходе боевых действий. Но так как они не могут получить ветеранского статуса, то деньги им выплачивают не как за ранения на войне, а как обычным инвалидам.
Но даже те справки, которые подтверждают, что уволенные срочники воевали в Южной Осетии – а несколько ребят их все же получили, – не дают им права на социальные льготы. Дело в том, что в Законе о ветеранах перечислены даты, зоны и цель участия войск в каждом конкретном вооруженном конфликте, за который полагаются ветеранские льготы. О боевых действиях в Южной Осетии там нет ни слова. То есть на данный момент считается, что такой войны не было. А потому все, что связано с офицерами и солдатами, воевавшими в Южной Осетии, – это сплошное нарушение их прав.
Мы обратились к президенту с предложением сделать соответствующие поправки в Закон о ветеранах.
"Московский комсомолец", 23.03.2009