Зорькин: Законы принимаются без согласования с народом

Валерий Зорькин и Дмитрий Медведев. Фото ''Комсомольской правды''
Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин вновь выступил с рядом критических замечаний по поводу соблюдения Конституции. Как пишет в пятницу "Коммерсант", на проходящем в Петербурге XI Диалоге судей высших судов России и Германии он, в частности, подверг критике "кулуарное принятие парламентом многих кардинальных законов без согласования с народом".
Определив Конституцию как "залог против волюнтаризма государства, властей и других лиц", Зорькин констатировал, что "гражданское общество в России недееспособно, поскольку в стране нет ни развитого дееспособного гражданина, умеющего отстаивать свои права, ни развитой партийной системы с балансами и противовесами".
Этим, по словам Зорькина, объясняется невозможность "дозированного действия власти" по примеру благополучных европейских стран. "Я больше всего обеспокоен, чтобы Конституция в России не превратилась в фикцию, как это произошло в Германии и России первой половины ХХ века из-за неумения правящих элит осознать историческую реальность и отступления от принципов права", — заявил глава КС.
Открытие XI Диалога судей высших судов России и Германии, который в течение трех дней пройдет в резиденции КС, совпало с изменением закона "О Конституционном суде". Президент Дмитрий Медведев без согласования с Конституционным судом инициировал кардинальную поправку к закону, изменив действовавшую в течение 18 лет процедуру избрания председателя КС самими судьями. Теперь полномочиями главу КС будет наделять Совет федерации по представлению президента. Только после встречи с Зорькиным, состоявшейся уже после принятия поправки в первом чтении, президент согласился удвоить срок полномочий для назначаемого по новой процедуре председателя по аналогии со сроками глав других высших судов.
7 мая Зорькин заявил в интервью "Коммерсанту", что Основной закон страны не должен подвергаться изменениям. На вопрос, как часто допустимо пересматривать Конституцию, Зорькин ответил: "Лучше бы ни разу". По его словам, "наша Конституция, несмотря на большие недостатки, идеальна в смысле нормативности". "Она предписывает, что власть должна быть разделена на основе права, а не по византийскому варианту "разделяй и властвуй". Сороковую симфонию Моцарта можно исполнять по-разному, но она не должна превращаться в траурный марш", - заявил Зорькин.
Зорькин рассказал также, что Конституционный суд не может проверять конституционность поправок, внесенных в Конституцию. "У нас нет такого права, поэтому ответственность за все издержки изменений лежит на политиках, они могут даже разрушить идею Конституции", - сказал Зорькин. По его мнению, "сегодня пришло время изменить закон о механизме внесения в нее поправок".
Грани-ТВ: Конституция


Дословно
Валерий Зорькин
Любой одномерный подход чудовищно исказит существо дела. И превратит труднейшую проблему, которую мы пытаемся решать, в нечто заведомо нерешаемое. Не буду даже говорить о том, что породит подобное превращение в России и чем оно чревато для мира. Укажу лишь на то, что вольно или невольно содействие подобному превращению оказывают не только внутрироссийские силы реакции (а они никуда не делись), но и внешние силы с их благими пожеланиями, основанными на когда-то просто неверном, а когда-то еще и предвзятом подходе.
"Коммерсант", 22.05.2009
Статьи по теме

Споры спичрайтеров
Началось обсуждение концепции исторической речи пока еще президента Медведева, в которой он объявит о своей досрочной отставке. В своей предыдущей статье я предложил один из вариантов текста. Появились и конкурирующие наброски, основанные на идее покаяния киндер-сюрприза-2, не справившегося с бременем власти.

Он царь или не царь?
Вот уже без малого три месяца Дмитрий Медведев делает все возможное, чтобы показать: он и есть настоящий президент России. Но элитная молва - отечественного и зарубежного розлива - все сколько-нибудь существенное и серьезное приписывает Владимиру Путину. И только ему.

Курсом кройки и шитья
Ну был Владимир Путин президентом 8 лет, а мог быть 12. Но это зависит не от конституционных изменений, а от пресловутого профессионализма тех, кто работает во власти, в ее ближнем круге. И остается пиарщиком тогда, когда нужно становиться юристом, экономистом, политиком, наконец.

Ждать царева возвращенья
Медведев объявляет о своем желании внести в Конституцию поправки, увеличивающие президентский срок до шести лет, и независимые эксперты в один голос разъясняют смысл этого законотворчества: Медведев уходит, Путин возвращается.

Новое платье президента
Послание не дает представления о главных приоритетах в деятельности президента и правительства. Оно лишний раз свидетельствует об отсутствии в Кремле и Белом доме реального понимания тяжести ситуации, плана борьбы с кризисом и выхода из него. Оно подчеркивает полную неадекватность намерений и планируемых действий Кремля.