Ходорковский: Мы принесем во власть свои идеалы
Либералам и демократам не стоит отказываться от сотрудничества с властью. С таким заявлением в интервью российскому журналу Esquire выступил экс-глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский. Интервью у Ходорковского по переписке взял писатель Григорий Чхартишвили, известный также под псевдонимом Борис Акунин.
"Я абсолютно не согласен с призывами к либеральной демократической общественности не сотрудничать с властью. Это – путь слабых. Путь сильных – на любом месте отстаивать демократические ценности, права человека, бороться с коррупцией, определяемой эвфемизмом "административный ресурс", и не поддаваться искушениям. Пусть власть, пока она власть, сама выбирает, с кем ей пойти, зная при этом, что мы принесем во власть не только свои знания, но и свои идеалы", - сказал Ходорковский.
Экс-глава "ЮКОСа" рассказал Акунину, что его неприятности начались на совещании в Кремле в 2003 году. "Я понял, что без политической поддержки на самом верху ничего не получится. И вопрос о коррупции было решено поставить у президента. Тему поддержали Волошин и, будете удивлены, Медведев, который, будучи тогда заместителем главы администрации президента, готовил совещание с Союзом промышленников и предпринимателей. Совещание получилось громкое. Это было 19 февраля 2003 года. Я тогда говорил о гигантском коррупционном рынке в стране - 30 млрд долларов, то есть 10 процентов ВВП, - сказал Ходорковский. - Я с открытыми глазами поднялся "из окопа" тогда, на февральском совещании у президента. Летом еще не было очевидно, что мы проиграем, но то, что кризис близко, и то, что барьеров у наших оппонентов нет, было понятно. Не знаю, стоит ли называть фамилии, но "та сторона" - это Сечин и куча чиновников "второго эшелона" (то есть поддерживающих его не только из убеждений, но и в надежде на служебное продвижение или из-за имеющегося на них компромата). Это и Заостровцев, и Бирюков, и многие другие. К слову, Устинов и Патрушев до последнего момента держали нейтралитет. Это правда. На "этой стороне" были Волошин, Медведев, Касьянов, Чубайс, Илларионов, Дворкович, даже Греф - до определенного момента".
"К октябрю 2003 года стало ясно, что мы проиграли этот раунд. Масштабы и формы мести наших оппонентов нами, конечно, недооценивались. Никто не думал, что будет разрушена компания, что полностью подавят судебную систему, что заткнут независимые СМИ. Все это было довольно трудно себе представить. Но то, что я буду в тюрьме, что компанию у меня отберут, это я понимал уже тогда", - написал Акунину Ходорковский.
Глава "ЮКОСа" был арестован в октябре 2003 года, в июле того же года был арестован Лебедев. Они были осуждены на девять лет лишения свободы каждый Мещанским судом Москвы 31 мая 2005 года. Суд признал их виновными по семи статьям УК РФ, в том числе - в мошенничестве и неуплате налогов.
Кассационная инстанция Мосгорсуда 22 сентября 2005 года снизила обоим срок наказания до восьми лет заключения, после чего Ходорковский и Лебедев были этапированы для исполнения приговора в колонии: Ходорковский - в Краснокаменск Читинской области, Лебедев - в поселок Харп Ямало-Ненецкого АО.
В конце 2006 года Ходорковский и Лебедев были этапированы из колоний в читинский СИЗО в связи с расследованием нового уголовного дела. В рамках нового уголовного дела Генпрокуратура обвиняет Ходорковского и Лебедева в легализации 450 миллиардов рублей и 7,5 миллиардов долларов с 1998 по 2004 год. 22 августа Ингодинский суд Читы отказал Ходорковскому в УДО. Судья подверг Ходорковского критике за то, что он не получал специальность в заключении, и сделал на основании этого вывод, что он не встал на путь исправления. Ходорковский назвал это решение "надругательством над правосудием".
Дословно
Михаил Ходорковский
Да, сволочей еще хватает, но настоящих граждан уже больше, и идет дальнейший процесс превращения толпы в сообщество граждан. Величайшая ошибка Путина в том, что он, вольно или невольно, притормозил этот процесс, процесс становления гражданского общества. Сейчас есть надежды на возобновление этого процесса, что делает меня счастливым. Может, мои слова и глупо звучат.
Esquire, 04.10.2008
Григорий Чхартишвили (Борис Акунин)
Самое тяжелое впечатление от случившегося – то, как проходил суд. Вот давайте и начнем с суда и судей. Мне кажется, что в России сегодня наступила эпоха личной ответственности человека за свои поступки. Выбор – участвовать в подлости или нет – есть у каждого. Во времена Большого Террора судья и прокурор штамповали обвинительные приговоры из страха за собственную жизнь. Во времена Брежнева, отказавшись осудить диссидента, они рисковали бы сами угодить в тюрьму или психушку. Сейчас речь идет всего лишь о карьере. Можно снять мантию и уйти в адвокатуру. А значит, выбор не столь уж драматический, и никаких оправданий для подлости нет. Дело "ЮКОСа" - самая стыдная страница в истории постсоветсткого суда.
Esquire, 04.10.2008
Статьи по теме
Молчалины блаженствуют на свете
Вместо двух президентов мы имеем одного, вечного, нетленного, - плюс мираж, этакое облако в штанах. Правда, мираж этот имеет свойства эха. Гораздо тише, с нежными модуляциями в голосе, но он все-таки повторяет не Александра Освободителя, не Гавела, даже не Ельцина, а все-таки Путина.
Удастся ли УДО?
Адвокаты Ходорковского обратились от его имени с просьбой об условно-досрочном освобождении. По закону у самого знаменитого заключенного в России неплохие шансы выйти на свободу, но скорее всего вопрос будет решаться по понятиям. Читайте мнения Ирины Ясиной, Юлии Латыниной, Людмилы Алексеевой, Георгия Сатарова и Станислава Белковского.