статья Герои-памфиловцы

Андрей Колесников, 02.02.2007
Андрей Колесников. Фото с сайта rg.ru

Андрей Колесников. Фото с сайта rg.ru

Покончив с правозащитой на территории Российской Федерации, решив все проблемы в этой области методом тотального молчания о реальных проблемах, представители официально разрешенной общественности взялись за права человека в странах капитала и в мире чистогана. За гуманизм и дело мира бесстрашно борется сатира: известный адвокат-шоумен Анатолий Кучерена заявил о необходимости создания в России организации, которая будет следить за правами человека в США и Европе. Солидаризовавшись с другим околокремлевским правозащитником, Эллой Памфиловой, в негативной оценке доклада организации Freedom House, в котором Россия по уровню защиты прав человека ставилась в один ряд с некоторыми африканскими странами ("звучит цинично"), г-н Кучерена предложил собирать информацию о давлении на журналистов и нарушениях прав человека на Западе. Это наш симметричный ответ Керзону и Freedom House’у.

Надо сказать спасибо нашим чиновникам-правозащитникам за то, что они наконец прямо назвали базовую функцию всех организаций, чья деятельность санкционирована властью и в названии которых есть звучный эпитет "общественная" и ко многому обязывающий термин "права человека". Эта главная функция - не защищать человека и гражданина от государства, а наоборот - защищать государство от человека и гражданина.

Если государство голословно обвиняют в том, что оно не борется с дедовщиной в армии, то соответствующий общественный совет при Минобороны защитит государственный институт от народа, не желающего погибать в вооруженных силах от художеств офицеров и старослужащих солдат. Если же западный супостат обвиняет государство в том, что оно поддерживает африканский стандарт в области прав человека, то за него заступится лично самый резонансный член самой что ни на есть главной Общественной палаты.

Самое интересное, что скорее всего никто общественника и правоведа не тянул за язык и не требовал, чтобы он защитил государство от огульных обвинений. Он мог и промолчать. Сделать кучу дел: например, озаботиться судьбой погибающих от той же дедовщины мальчиков. Кстати, уточнить у журналистских общественных организаций, как там с давлением на журналистов не где-нибудь за бугром, а в России, изучить вопрос, каким образом структура собственности того или иного издания сказывается на волшебных превращениях позиции редакции. Но не таков наш герой: оторвавшись от важных дел, он храбро бросается на защиту своего государства и его имиджа.

Так, надо сказать, поступает всякий честный гражданин. Куршевельский олигарх Михаил Прохоров утверждает, что его французское дело - следствие применения двойных стандартов. Его защитники из числа депутатов Госдумы вообще говорят, что история с девушками - враждебная пропагандистская акция против России. Подозреваемый Скотленд-Ярдом в убийстве Литвиненко г-н Луговой полагает, что все это "пиар правительства Великобритании". То есть каждый защищает Родину от клеветы и оговора как умеет. И Кучерена с Памфиловой не исключение из этого замечательного правила.

Общественники, которые назначены сверху, или мастера культуры, решающие для себя, с кем они на этот раз, вообще имеют свойство молчать, когда вокруг творятся разные безобразия, но долго и нудно и даже в письменном виде разговаривают, когда их сильно просят об этом сверху. Качество мастеров культуры и общественников вообще снизилось с той поры, когда на земле жили столь масштабные личности, как, например, Борис Пастернак, который отказывался подписывать письма в поддержку людоедских решений власти. При этом тому же Пастернаку в связи с его отказами кое-что все-таки угрожало, а нашим общественникам, например, из числа тех, кто публично одобрял суд над Ходорковским, не угрожало вообще ничего - ни ГУЛАГ, ни расстрел, ни лишение права на профессию.

Но такова уж традиция - на всякий случай поддержать государство, защитить его, при каждом удобном случае высказать свое ему свое одобрение, солидаризоваться с ним. А то ведь в следующий раз на прием в Кремль не позовут! И эта традиция "подлости и злобы" пережила десятилетия, чтобы с новой силой заработать уже при новом режиме в начале нового столетия.

Другая традиция, но из того же ряда - бороться за права какого-нибудь безумного доктора Хайдера или Анджелы Дэвис, при этом пренебрегая изучением ситуации в своей собственной стране, тоже возрождается во всем своем великолепии. И у Анатолия Кучерены с Эллой Памфиловой есть шанс стать первыми деятелями ренессанса борьбы за мир во всем мире - кроме своего посконного и домотканого отечества.

Причина столь специфического поведения вышестоящих правозащитных инстанций вполне очевидна. Нельзя заниматься реальной правозащитой под крылом государства. Невозможно строить гражданское общество сверху. Потому что в этом случае мы получаем на выходе не гражданское общество, а муссолиниевские корпорации: лояльные предприниматели - в бизнес-объединениях, карьерные юристы - в Ассоциации юристов России, верноподданные правозащитники - в Общественной палате и прочих многочисленных организациях. А муссолиниевская система работает безотказно только согласно одному принципу: все для блага государства, все во имя государства, ничего кроме и помимо государства.

Андрей Колесников, 02.02.2007


новость Новости по теме