1965 год. Митинг гласности в Москве
50 лет назад, 5 декабря 1965 года, в День Конституции СССР, на Пушкинской площади в Москве прошел Митинг гласности - первая публичная акция советских диссидентов. Его организовали математик Александр Есенин-Вольпин, физик Валерий Никольский, художник Юрий Титов и его жена Елена Строева. В нем участвовали также Юрий Галансков, Владимир Буковский и около 200 студентов и литераторов.
Основной лозунг митинга был "Уважайте советскую Конституцию". Собравшиеся требовали гласного суда над арестованными незадолго до этого писателями Андреем Синявским и Юлием Даниэлем. Митинг разогнали сотрудники КГБ. 20 человек были задержаны на два часа, но потом отпущены. Нескольких участников акции исключили из институтов, но в отношении большинства ограничились проработкой на партийных и комсомольских собраниях.
За несколько недель до митинга в гуманитарных вузах столицы распространялись десятки машинописных копий листовки с "Гражданским обращением":
"Несколько месяцев тому назад органами КГБ арестованы два гражданина: писатели А. Синявский и Ю. Даниэль. В данном случае есть основания опасаться нарушения закона о гласности судопроизводства. Общеизвестно, что при закрытых дверях возможны любые беззакония, и что нарушение закона о гласности (ст. 3 Конституции и ст. 18 УПК РСФСР) уже само по себе является беззаконием. Невероятно, чтобы творчество писателей могло составить государственное преступление.
В прошлом беззакония властей стоили жизни и свободы миллионам советских граждан. Кровавое прошлое призывает нас к бдительности в настоящем. Легче пожертвовать одним днем покоя, чем годами терпеть последствия вовремя не остановленного произвола.
У граждан есть средства борьбы с судебным произволом, это — «митинги гласности», во время которых собравшиеся скандируют один-единственный лозунг: «Тре-бу-ем глас-нос-ти су-да над...» (следуют фамилии обвиняемых), или показывают соответствующий плакат. Какие-либо выкрики или лозунги, выходящие за пределы требования строгого соблюдения законности, безусловно, являются при этом вредными, а, возможно, и провокационными и должны пресекаться самими участниками митинга.
Во время митинга необходимо строго соблюдать порядок. По первому требованию властей разойтись — следует расходиться, сообщив властям о цели митинга.
Ты приглашаешься на «митинг гласности», состоящийся 5 декабря с.г. в 6 часов вечера в сквере на площади Пушкина у памятника поэту.
Пригласи еще двух граждан посредством текста этого обращения".
Из воспоминаний Александра Есенина-Вольпина:
"Валерий (В.Д. Никольский, математик. - Ред.) говорит: «Вот праздник будет 5 декабря». - «День Конституции? Так сам Бог велел этот день использовать!» Стали перебирать разные места: здание прокуратуры, здание Верховного суда - все перебрали в уме. Но, как нарочно, все эти здания расположены так, что возле них большой демонстрации не организуешь. Выбрали площадь Пушкина, напротив газеты «Известия», поскольку газета, по идее, рупор гласности... Лозунги писались на квартире у Лены Строевой. Ее муж, художник Юра Титов, мог лучше других изготовить плакаты. Про гласность он написал с моих слов, а от себя добавил: «Уважайте Советскую Конституцию - основной закон СССР!» Я бы сказал - «соблюдайте». Но уже не было времени менять... Поскольку Буковского забрали, а накануне митинга Юлю Вишневскую упекли в психушку, в последнюю минуту добавили лозунги об освобождении Буковского и Вишневской. Минут в семнадцать седьмого развернули лозунги. Я тоже один взял, как раз про Конституцию. И второй - «Требуем гласности суда над Синявским и Даниэлем!» - развернули. Каждый из этих лозунгов был в двух как минимум, а может быть, и в трех экземплярах, но не больше..."
Из книги Людмилы Алексеевой "История инакомыслия в СССР":
"По оценке Буковского (со слов его приятеля, побывавшего на демонстрации), к памятнику Пушкину в назначенное время пришло около 200 человек. Но я была на площади и думаю, что демонстрантов было гораздо меньше, однако туда нагнали кагебистов в штатском и дружинников, и трудно было понять, кто есть кто. К тому же большинство находившихся на площади «своих» участия в демонстрации, как и я, не принимали, а лишь наблюдали за ней со стороны.
Вольпин и несколько человек рядом с ним развернули небольшие плакаты, но их быстро выхватили натренированные руки, и даже стоявшие рядом не успели прочесть, что было на плакатах. Потом стало известно, что надписи гласили: «Требуем гласности суда над Синявским и Даниэлем!» и «Уважайте советскую конституцию!».
Задержали человек 20. Их заталкивали в легковые машины. Сцену хорошо было видно из-за вспышек фотоаппаратов западных корреспондентов, они узнали о демонстрации и пришли посмотреть на столь необычное в советской столице зрелище.
Задержанных отпустили через несколько часов. В большинстве это были студенты. Все они и замеченные на площади в тот вечер были исключены из институтов - примерно человек 40.
Суд над Синявским и Даниэлем был объявлен открытым - возможно, из-за огласки за рубежом и этой демонстрации пришлось его сделать таким. Правда, открытость суда была своеобразной: вход в здание суда охранялся милиционерами, пропускали внутрь лишь отобранных кагебистами людей, по специальным пропускам. С тех пор «открытые» суды по политическим мотивам за редким исключением проходят так же. Из близких подсудимым людей только жены получили доступ в зал".
Блоги
Статьи по теме
Пора возвращаться
Раньше обвиняли в антисоветской деятельности и клевете на государственный строй, сегодня обвиняют в экстремизме и разжигании социальной розни. Формулировки меняются, но суть репрессий остается прежней – подавить инакомыслие и открытое гражданское сопротивление. Пора возобновить давнюю традицию. Власть не оставляет нам другого выбора.
Человек имеет право
30 апреля исполнилось 35 лет со дня выхода первого номера "Хроники текущих событий" - самиздатского бюллетеня, предававшего гласности нарушения прав человека в Советском Союзе. Люди, делавшие это издание, не отрицали советских законов, однако отдавали предпочтение Декларации прав человека ООН.