В Москве прошла акция в честь сорокалетия "Митинга гласности"
Правозащитное общество "Мемориал" провело в понедельник в Москве на Пушкинской площади акцию памяти в ознаменование 40-летия первой правозащитной манифестации в СССР - "митинга гласности" 5 декабря 1965 года, положившего начало советскому правозащитному движению.
По случаю 40-летия "Митинга гласности" в Россию из Америки приехал Александр Есенин-Вольпин, инициатор митинга 65-го года. На пресс-конференции в Независимом пресс-центре он и председатель "Московской хельсинской группы" Людмила Алексеева рассказали, как готовилась, проходила и чем закончилась манифестация 5 декабря 1965 года.
Участники митинга потребовали гласного суда над писателями Юлием Даниэлем и Андреем Синявским.
В подготовке акции Есенину-Вольпину помогали физик Валерий Никольский, художник Юрий Титов и его жена Елена Строева. За несколько недель до манифестации по Москве были распространены листовки под названием "Гражданское обращение", содержащие призыв принять участие в "митинге гласности" на Пушкинской площади. В манифестации приняли участие порядка восьмидесяти человек, были подняты бумажные плакаты, на одном из них было написано: "Требуем гласности суда Синявским и Даниэлем!", на другом: "Уважайте конституцию - основной закон СССР". Но через минуту плакаты были вырваны из рук манифестантов сотрудниками милиции. На площади были задержаны 22 человека. Через несколько часов всех задержанных отпустили.
"Митинг гласности" стал первой публичной акцией в защиту права и явился толчком к возникновению правозащитного движения в СССР. "Митинги молчания" пятого декабря стали ежегодными. Участники приходили к памятнику Пушкину, снимали шапку и молча стояли несколько минут, в знак траутра по Конституции страны. В дальнейшем, акции прекратились, а Всемирный день прав человека стали отмечать 10 декабря.
Дословно
Людмила Алексеева
Я хорошо помню как Алик (Есенин-Вольпин. - Ред.) предложил эту идею. У меня это вызвало панику. Советский человек не мог представить себе, как выйти на несанкционированный митинг. Я даже пыталась отговорить Алика ходить на митинг, так как опасалась, что это все может плохо кончится. Хотя все-таки я на митинг пошла. Повод для акции был всем понятен - ожидаемый суд над московскими писателями Синявским и Даниэлем. Это был первый известный политический процесс после смерти Сталина.
Дату 5 декабря я предложила считать днем рождения правозащитного движения в Советском союзе. Эта дата прижилась, потому что 5 декабря это первая публичная акция в Советском Союзе в защиту прав.
Пресс-конференция, 05.12.2005
Александр Есенин-Вольпин
Публичное выступление 5 декабря на Пушкинской площади было реакцией на безобразие власти, которая арестовала в сентябре 1965 года московских писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля за то, что они опубликовали свои произведения за рубежом. В их произведениях не содержалось ничего запрещенного, не было призывов к свержению власти или к запрещению законов, произведения также не содержали никакой гостайны. Суд над писателями проходил в закрытом режиме, в отсутствии подсудимых. Не было никакого разбирательства и возможности защите возражать обвинению.
Процесс над Синявским и Даниэлем был первым заметным процессом после смещения Хрущева в 1964 году. Гражданское общество требовало публичного проведения суда и публичного оглашения приговора. Я предложил идею: путем митингов добиваться гласного рассмотрения этого дела. Где и когда проводить акцию, мы обсуждали с Валерием Никольским у меня дома в октябре 1965 года. Валерий предложил провести митинг на Пушкинской площади, так как там находится редакция газеты "Известия", которая должна была освещать процесс, в день Сталинской конституции.
В ноябре я уехал в Тбилиси в командировку, за это время Владимир Буковский оказался в психушке на семь месяцев. В Москву я вернулся 2 декабря, дома до 5 декабря не ночевал, потому что был уверен, что власти знают о готовящемся митинге и кто его организатор. Пятого декабря в шесть часов вечера я подъехал на Пушкинскую площадь. Там я увидел около памятника Пушкину человек восемьдесят "наших", а поодаль человек 120-150 милиционеров, дружинников. В стороне я заметил группу иностранных корреспондентов.
Пятнадцать минут седьмого мы развернули плакаты с лозунгами "Уважайте конституцию - основной закон СССР", хотя надо было призывать соблюдать конституцию, а также плакат с лозунгом: "Требуем гласности суда над Синявским и Даниэлем". Через минуту к плакату подошел милиционер, вырвал из плаката слово "гласность" и утащил ребят, которые держали этот лозунг. Потом подошел ко мне и повел меня туда, куда и всех остальных - в здание на площади, где стоит памятник Юрию Долгорукому. Видимо, там был их штаб. В течении часа со мной вели беседу, а потом отпустили. Вечером 5 декабря, когда я на машине возвращался домой, то на Пушкинской площади все уже было спокойно. 6 декабря прошло спокойно.
Через несколько дней начались аресты. Одну из организаторов - Юлию Вишневскую - взяли и поместили в психушку. У меня началась болезнь, подобная болезни Виктора Ющенко. Я попал в больницу, и выпустили меня после того, как суд закончился.
Пресс-конференция, 05.12.2205