Кто знает силу слов?
Жители Владивостока протестовали против повышения пошлин на ввоз иномарок с плакатом "Путлер капут". Власти усмотрели в этом призыв к насилию над премьером. А какие лозунги предпочитают представители политической оппозиции? На вопрос Граней.Ру отвечают Роман Доброхотов, Анна Каретникова, Денис Билунов, Игорь Иртеньев, Марина Литвинович.
Роман Доброхотов, член политсовета движения "Солидарность":
За все последнее время трудно выделить какой-то один лозунг, потому что для каждого путинского периода характерен свой. Мы сейчас стараемся акцентировать внимание на лозунге "Путин - это кризис" или "Кризис - это Путин", чтобы у людей было четкое разделение одного от другого. Лозунг простой, запоминающийся, и им все сказано. Пока за него нас не задерживали. Я думаю, что и не будут задерживать, потому что когда мы начинаем говорить о кризисе, люди нас поддерживают.
Что касается слогана "Путлер капут", понятна нервозная ассоциативная реакция правоохранительных и прочих органов, тем более во Владивостоке, далеко от центра, где власти не совсем адекватно себя ведут. Если вспоминать прошлые времена, был яркий лозунг "План Путина не вставляет".
Анна Каретникова, координатор Антивоенного клуба:
Мне вспоминается основной лозунг всего путинского времени, устойчивый лозунг всех маршей - "Россия без Путина". А еще лозунг для злополучного момента "торжественной передачи власти" - "К черту Путина и преемника". Ну и, конечно, "Свободу политзаключенным". Лозунг "Путина в отставку" сейчас водружает на свои знамена "Солидарность". Мне же сейчас наиболее актуальными кажутся немножко другие вещи: "За свободу СМИ", "За независимость судов", "За свободные выборы". Мне представляется, что это более актуально, чем всякие кричалки типа "Путина в отставку" или "Путин, уйди сам". Потому что они содержат в себе некий конструктив и от них хоть польза есть. А уйдет сейчас Путин в отставку или не уйдет, честно говоря, не думаю, что что-то изменится. А "Путлер капут" лозунг популярный, в "Солидарности" даже хотели его использовать на своем митинге, но почему-то отказались.
Денис Билунов, исполнительный директор ОГФ:
Лично я не являюсь сторонником каких-то таких вот эмоциональных, на грани или за гранью лозунгов типа "Путин лучше Гитлера" и т.д. Это все звучит, конечно, забавно и жестко, но когда лозунги такие радикальные по форме, они могут оттолкнуть большое число людей, которые думают так же, но для которых такая форма лозунга является неприемлемой. Конечно, это зависит от конкретных обстоятельств, и для какой-то конкретной тусовки лозунг может быть актуальным.
"Путлер капут" не вчера придумали, он уже апробирован на крупных выступлениях в Приморье и пользовался там успехом, значит, доказал свое право на существование. Мое мнение и даже мнение тех, кто проводит акции, не так важно - главное мнение людей, которые приходят на митинги. Я бы не стал показывать пальцем и говорить, какой лозунг плохой, какой хороший, каждому времени свой лозунг. Сейчас главным, на мой взгляд, является лозунг "Путина в отставку". Как его ни формулировать - "Хватит Путина" или "Путин - вон", как в Нижнем Новгороде, - по содержанию именно это сейчас актуально. Правительство и Путин несут ответственность за то, что происходит в стране. Президент, конечно, разделяет эту ответственность, но острие оппозиции должно быть направлено именно на Путина, потому что он олицетворяет систему власти, режим, и именно он несет большую долю ответственности за то, что происходит в России в последние годы.
Игорь Иртеньев, поэт:
"Путлер капут" - это, конечно, резковато, но за юридические рамки приличия, на мой взгляд, не выходит. Однако при всей моей "пламенной любви" к этому персонажу я бы под этим лозунгом не подписался. Я считаю, что это просто перебор. Хотя и не повод для задержания или тем более уголовного дела. А сегодня самым нормальным лозунгом я назову "Путина в отставку", я под ним подписываюсь.
Марина Литвинович, член федерального совета ОГФ:
По нашему опыту, московская милиция болезненнее всего реагирует на лозунг "Хватит лжи, хватит крови, хватит Путина". Мы несколько раз выходили с этим лозунгом в этом и в прошлом году, и из-за этого плаката у нас всегда было больше всего проблем, милиция сразу к нему подбиралась и болезненно реагировала. А сейчас самый актуальный слоган - это "Путина в отставку", потому что уже все люди, даже входящие в "Единую Россию", понимают, что Путин на месте премьер-министра просто не справляется. И антикризисные меры его правительства не приводят к успеху. По-моему, уже всем очевидно, что человек не справляется.
Справка
Дела об экстремизме: обращение к генпрокурору Юрию Чайке
Остановить волну злоупотреблений при обвинениях в экстремизме
Открытое обращение в Генеральную прокуратуру РФ
Уважаемый Юрий Яковлевич! У нас создалось впечатление, что слова Президента Российской Федерации о важности борьбы с экстремизмом воспринимаются Вашими подчиненными исключительно как указания о борьбе с инакомыслием.
Совершенно законные и нормальные для демократического общества обвинения в адрес властей и государственной политики, как нашей страны, так и других стран в ходе общественно-политической полемики, воспринимаются как разжигание межнациональной вражды, что дает основания для обвинений в порядке ст. 282 УК РФ. Такой подход, с нашей точки зрения, предельно извращает смысл борьбы с ксенофобией.
Последними примерами такого подхода стали обвинения против представителей редакции дагестанской газеты "Черновик", в первую очередь против главного редактора Надиры Исаевой, а также против участников мирной акции протеста против передачи Китаю части приграничной российской территории политических активистов Татьяны Харламовой и Игоря Щуки.
И российский закон, и международные нормы трактуют разжигание межнациональной вражды исключительно как выпады против конкретных этнических и этно-конфессиональных групп. Критика, даже очень резкая действий собственных властей и политики иностранных государств, в качестве проявлений межнациональной (межэтнической) вражды рассматриваться не могут. Точно также не могут рассматриваться как проявление экстремистской ксенофобии даже самые резкие выпады против действий федерального руководства в отношении населения субъекта федерации. Поэтому ни протесты против уступок соседнему государства, ни цитирование обращений представителей вооруженного подполья не могут восприниматься как разжигание межнациональной, религиозной или социальной вражды и ненависти.
Исходя из этого мы призываем Вас немедленно опротестовать обвинения в экстремизме в отношении Надиры Исаевой и других журналистов газеты "Черновик" и в отношении участников акции протеста 1 октября 2008 г. против передачи приграничных российских территорий КНР.
Мы призываем Вас срочно издать указание по трактовке обвинений в разжигании межнациональной вражды, определив ее исключительно так, как ее понимает обязательные для нашей страны нормы международного права, а именно: "Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом" (ст. 20, ч.2 Международного пакта о гражданских и политических правах).
Одновременно в последнее время нам стало известно о массированном внедрении осведомителей в мирные, законно действующие общественно-политические организации, и о новом раунде проведения правоохранительными органами беспричинных проверок документов, опросах о целях поездки и иных незаконных оперативно-розыскных мероприятиях в отношении оппозиционных политиков и общественных деятелей. Мы убеждены, что это свидетельствует о существовании неких списков, в соответствии с которыми проводится антиконституционная слежка и о широкой кампании против оппозиции.
Мы настаиваем на проведении тщательной проверки того, существуют ли в МВД, ФСБ и иных правоохранительных ведомствах списки общественных и политических активистов, каковы критерии занесения в эти списки, и на каком основании происходит внедрение осведомителей в легальные организации.
Мы требуем прекращения преследования инакомыслия и политического сыска под предлогом борьбы с экстремизмом.
Правозащитный совет Санкт-Петербурга
Лев Пономарев, Общероссийское движение "За права человека"
свящ. Глеб Якунин, Общественный комитет защиты свободы совести
Борис Стругацкий, писатель
Нина Катерли, член Союза писателей Москвы, член международного ПЕН-клуба
Владимир Кавторин, писатель (Санкт-Петербург)
Лидия Графова, журналист-правозащитник (Москва)
Борис Пустынцев, Юрий Вдовин, "Гражданский контроль" (Санкт-Петербург)
Михаил Арутюнов, Президент Международной правозащитной ассамблеи
Борис Вишневский, журналист, Бюро партии "ЯБЛОКО"
Михаил Шнейдер, ответственный секретарь Движения "Солидарность"
Татьяна Котляр, депутат Законодательного Собрания Калужской области
Елена Попова, "Солдатские матери Санкт-Петербурга"
Марк Куперман, Сахалинский правозащитный Центр
Вади Постников, Тюменское региональное движение "За права человека"
Ильдар Исангулов, Общественное движение "За права человека" в Республике Башкортостан
Эрнст Черный, секретарь Общественного комитета в защиту ученых
Дмитрий Пысларь, Фонд "Право солдата"
Руслан Бадалов, Чеченский комитет национального спасения (Республика Ингушетия)
Сергей Давидис, Союз солидарности с политзаключенными
Анна Каретникова, Антивоенный Клуб (Москва)
Сергей Сорокин, Движение против насилия
Юрий Бровченко, Фонд "Гласность"
Александр Батурин, врач, Саратовское "ЯБЛОКО"
Вадим Белоцерковский, писатель, правозащитник
Владимир Шаклеин, Уральский межрегиональный центр прав человека