В Татарстане появится должность уполномоченного по языковой политике
Власти Татарстана могут учредить должность уполномоченного по языковой политике и выделить почти 2 миллиарда рублей на "сохранение и развитие государственных языков" региона. Как сообщает "Независимая газета", такие предложения содержатся в Программе сохранения и развития государственных языков Республики Татарстан до 2023 года, разработанной под руководством вице-президента республиканской академии наук Джавдета Сулейманова. 1 апреля авторы представят документ правительству региона, а к июню программа должна быть утверждена.
Языковому омбудсмену поручат контролировать выполнение закона "О языках народов Татарстана", а также языковую политику властей в целом. Как рассказал Сулейманов, у этого чиновника будут такие же возможности в своей сфере, какими наделены в своих областях уполномоченный по правам человека и бизнес-омбудсмен.
Также в регионе предполагается открыть сертификационный центр, оценивающий знание чиновниками обоих государственных языков - татарского и русского. Закон "О языках народов Татарстана", принятый в 1996 году, предусматривает для служащих самых разных ведомств 15-процентную надбавку к окладу за знание татарского языка. Тем не менее эта норма до сих пор фактически не применяется, так как нет четких критериев оценки. Авторы программы ожидают, что с появлением сертификационного центра положение о надбавках начнет работать.
Программа, подготовленная командой Сулейманова, предполагает работу в семи направлениях. Это, в частности, популяризация татарского языка среди молодого поколения, разработка образовательных программ, поддержка и развитие татароязычного интернета, в том числе составление электронного словаря. Для подготовки образовательных программ предполагается открыть институт имени классика татарской литературы Каюма Насыри по аналогии с германским Институтом Гёте и испанским Институтом Сервантеса. Таким образом, хотя формально речь идет о поддержке "государственных языков", основные мероприятия направлены на сохранение и развитие татарского.
Между тем политолог Руслан Айсин, экс-глава Всемирного форума татарской молодежи, скептически оценил программу. По его словам, основная часть мероприятий, предусматриваемых документом, имеет целью поддержку академических исследований - именно на них планируется выделять бóльшую часть средств. Практическим же стороне деятельности - изданию разговорников, подготовке принципиально новых образовательных программ и т. д. - уделяется значительно меньшее внимание. Еще одну проблему Айсин видит в том, что "сохранением и развитием татарского языка в республике, по сути, занимаются одни и те же люди из Академии наук, которые неадекватно понимают ситуацию, сложившуюся вокруг татарского языка". В силу этого, по мнению политолога, выделенные на реализацию программы деньги будут потрачены фактически с нулевой отдачей.
В 1999 году парламент Татарстана принял закон "О восстановлении татарского алфавита на основе латинской графики". Документ вступил в силу 1 сентября 2001-го. Согласно этому закону новая орфография к 1 сентября 2011 года должен был быть постепенно осуществлен полный переход татарского языка на латиницу. Однако в ноябре 2002-го Госдума приняла поправку в закон "О языках народов Российской Федерации", которая устанавливает, что государственные языки страны и регионов должны иметь письменность только на кириллической основе. В ноябре 2004 года Конституционный суд подтвердил законность этой поправки. На сегодня в России лишь два языка коренных народов официально используют латиницу - карельский и родственный ему вепсский. Это признается законным, потому что ни тот ни другой язык не имеет статуса государственного ни в одном субъекте федерации, даже в Карелии.