КС не разрешил российским республикам менять алфавит
Конституционный суд России постановил, что республики, входящие в состав России, не вправе определять строение алфавита своего национального языка. Как передает телеканал "Россия", такое решение суд вынес после проверки конституционности отдельных положений законов "О языках народов РФ" и "О языках народов Республики Татарстан".
Решение суда зачитал его председатель Валерий Зорькин, передает РИА "Новости". По его словам, "федеральный законодатель прежде всего констатировал исторически сложившиеся в России реалии - существование и развитие языков народов России, получивших статус государственного языка на графической основе кириллицы. Такое законодательное решение в настоящее время обеспечивает - в интересах сохранения государственного единства - гармонизацию и сбалансированное функционирование общефедерального языка и государственных языков республик".
КС также постановил, что изучение русского и татарского языков в равных объемах не противоречит Конституции Российской Федерации. Поводом к рассмотрению дела послужили запросы Государственного совета и Верховного суда Татарстана, а также жалоба гражданина Сергея Хапугина.
Комментарий
Товарищ Сталин под конец жизни, как известно, занялся языкознанием. Но при этом он не пытался придать своим установкам силу общесоюзных законов. Его лингвистические штудии и без того были смешны. Сейчас времена не те – даже заложников собираются брать на законных основаниях, что может привести к исключению России из ООН. Но просчитать последствия – это слишком трудно для власти, постоянно ставящей себя в смешное положение. Как, например, с отставкой Колоскова.
Но это я отвлекся. Просто надо было найти нечто рядоположенное решению Конституционного суда, запретившего Татарстану менять графику татарского языка. С одной стороны, смешно. В постановлении КС говорится следующее: "Решение этого вопроса республикой в одностороннем порядке, без учета вытекающих из Конституции РФ требований и гарантий в языковой сфере, могло бы привести не только к ослаблению федеративного единства, нарушению полномочий РФ в языковой сфере, но и к ограничению конституционных прав и свобод граждан, в том числе проживающих за пределами республики, для которых данный язык является родным, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, многие из которых созданы на основе исторически сложившейся письменности".
А с другой стороны, не смешно. Провокационно. И люди, принимавшие закон, на защиту которого встал Конституционный суд, ведали что творят. Они принимали провокационный закон, неизбежно ведущий к обострению межнациональных и внутригосударственных отношений в России.
Так и Сталин писал свой труд не науки ради, а новой чистки для. Есть режимы, для которых чем хуже, тем лучше. То есть чем хуже стране, тем лучше им. И проявляется это в каждой мелочи. В данном случае – в сознательной русификации языков народов многонациональной федеративной страны.
Дмитрий Шушарин
Дословно
Минтимер Шаймиев
Этот прямой запрет, естественно, вызвал напряжение. Со стороны Госдумы это было политическое, а не правовое, даже более того - противоправное решение. Мы бы и сами сто раз подумали, переходить или нет. Но вопрос в том, что нельзя было запрещать это, прямой запрет - это нарушение прав наций на саморазвитие, что создает напряжение и приводит к прямо противоположным результатам.
"ФельдПочта", 22.06.2004