Заложники президента
Спущен флаг "Норд-Оста" на Дубровке. Отмучался самый несчастный из всех мюзиклов. Один из его авторов, Георгий Васильев, считает, что "Норд-Ост" пал жертвой чеченской войны, ненависти и насилия, которыми отравлено все российское общество.
Ненависть, насилие и чеченская война дважды на протяжении полугода делали своими заложниками труппу и зрителей мюзикла. Первый раз - когда отобрали актеров вместе со зрителями на роли участников кровавого представления: захвата и освобождения заложников. А второй - когда уговорили выживших участников спектакля помочь власти приглушить эхо убийственного освобождения. Заигрывать, запевать и заплясывать память о погибших и ставших инвалидами в результате контртеррористического штурма своих товарищей по несчастью.
Сначала их принесли в жертву крутому имиджу и высокому рейтингу президента России, который ни при каких условиях, ради жизни никакого ребенка, не пойдет на переговоры со своими противниками. А потом, того же рейтинга ради, от вчерашних заложников освободителям потребовалась помощь, чтобы развеять клубы ядовитого газа, выпущенного по приказу президента. Слишком уж сильное впечатление произвела на публику бесчеловечная крутизна верховного главнокомандующего России.
В возрождении самого спектакля, в сохранении памяти о жертвах никто из кремлевских и московских спонсоров не был заинтересован. Руководители России традиционно, от опричнины до ГУЛАГа и до взрывов домов в сентябре 1999 года, не любят, чтобы им напоминали, как они умеют убивать граждан своего государства. Именно поэтому власти отвергли предложение о создании в Театральном центре на Дубровке мемориала, и поэтому непременным условием финансирования было восстановить спектакль в том же помещении и, насколько возможно, в том же составе.
Отремонтированный "Норд-Ост" не оправдал вложенных денег. Память о трагедии оказалось долгой, как и последствия отравления газом, который так и остался неизвестным. В суды поступает все больше исков от пострадавших во время штурма и их родственников. По словам адвоката Трунова, за прошедшие несколько месяцев умерли от последствий отравления около 40 бывших заложников. "Норд-Ост", вместо того чтобы заиграть октябрьскую трагедию, стал постоянным напоминанием о ней.
Нужно быть абсолютными идиотами, чтобы за свои (бюджетные) деньги напоминать избирателям накануне парламентских, а следом и президентских выборов о том, как успешно их "мочат в сортирах". Именно поэтому дальнейшее финансирование "Норд-Оста" было признано нецелесообразным. "Норд-Ост" стал жертвой президентского рейтинга. Впрочем, последние три года "кремлевские" заняты исключительно тем, что строят и подгоняют страну под президентский рейтинг. Вместо политики, экономики – рейтингомика.
Предшественник Путина, первый президент России Ельцин, при всем к нему неуважении значительной части российской элиты, не боялся тратить свой не слишком большой рейтинг на поддержку реформ и реформаторов, мирный договор в Хасавюрте и т.д. Его преемник, занявший президентское кресло под грохот новой чеченской войны и взрывов жилых домов в Москве и Волгодонске, в обстановке страха, который нагнали на избирателей организованные Патрушевым "сахарные" учения в Рязани, не таков.
Кажется, что, оказавшись во главе государства, да еще с таким "взрывным" рейтингом, президент Путин просто не знает что делать и свою команду сориентировал исключительно на поддержание рейтинга.
Кремлевские рейтингомики всеми доступными им способами пытаются не рисковать рейтингом президента. И потому вместо осмысленной, но рискованной для рейтинга деятельности происходит инерционное, главным образом возвратное движение.
Вместо обещанного окончания военных действий в Чечне армия получает красное знамя гражданской войны. Вместо обещанного порядка в государстве и борьбы с произволом и мздоимством разного ранга чиновников страна получает большевистский гимн и возрождающийся КГБ.
Сегодня даже российское правительство чувствует себя заложником кремлевских рейтингомиков, которые выгадывают наиболее подходящий момент, чтобы и премьера снять, и кабинет переформировать, и с рейтинга не слететь. Судьба "Норд-Оста" – это судьба всех нас, и не спрашивайте, почему его флаг спущен.
Статьи по теме
Заложники президента
Нужно быть абсолютными идиотами, чтобы накануне выборов за свои (бюджетные) деньги напоминать избирателям о том, как успешно их "мочат в сортирах". Именно поэтому дальнейшее финансирование "Норд-Оста" было признано нецелесообразным. "Норд-Ост" стал жертвой президентского рейтинга. Впрочем, последние три года "кремлевские" заняты исключительно тем, что строят и подгоняют страну под президентский рейтинг. Вместо политики, экономики – рейтингомика.
Песенка короткая, как жизнь сама
В субботу, 10 мая, в Театральном центре на Дубровке пройдет последнее представление "Норд-Оста". Георгию Васильеву и его товарищам, несмотря на все усилия, не удалось возродить мюзикл, обретший мрачную славу после прошлогодней октябрьской трагедии. Обозреватель Граней.Ру Илья Мильштейн дает этому немарксистское объяснение. По его мнению, в данном случае материальные причины лежат на поверхности, а духовные - в глубине.
Три экзамена для московских судей
Московский городской суд вслед за Тверским межмуниципальным не признал права жертв "Норд-Оста" на компенсацию морального вреда. Теперь слово за Верховным судом России - а также за Европейским судом пор правам человека в Страсбурге.
Мосгорсуд, впрочем, и не мог вынести иное решение. Финансовое благополучие городских судей напрямую зависит от благорасположения мэрии. О том, как держали экзамены на профпригодность служители столичной Фемиды, рассказывает обозреватель Граней.Ру.
Прямая речь о косвенных уликах
От Каширки до Дубровки, от гексогена до фентанила... Московские осенние трагедии 1999 и 2002 годов сходны между собой в том, что вызывают немало вопросов к российским властям и спецслужбам. Надежды на правдивые ответы с каждым днем остается все меньше, но ведь давно известно, что отсутствие информации - это тоже своего рода информация. Обозреватель Граней.Ру Илья Мильштейн комментирует заявление Бориса Березовского, обвиняющего ФСБ в причастности к гибели заложников "Норд-Оста".
Он был за Россию ответчик
Начало процесса по искам жертв "Норд-Оста" к московскому правительству отложено до 24 декабря. Российская власть в некотором замешательстве. Кремль, опираясь на букву закона, дает понять, что если какие властные структуры и несут ответственность за массовую гибель людей при штурме Театрального центра, то это лишь столичное руководство. Из окружения Юрия Лужкова доносятся неожиданные мысли о том, что теракт на Дубровке есть следствие чеченской войны, которую ведет федеральное начальство, а значит, с него и спрос. Перспектива финансовых потерь заставляет московскую мэрию проявлять политическую смелость.
Почему не взорвался "Норд-Ост"
Ответ если не на все, то на многие вопросы по поводу исхода трагических событий на Дубровке дает следующая версия. Мовсар Бараев и его люди на самом деле не собирались убивать заложников. Собственное самоубийство они и стоявший за ними Басаев организовали как грандиозную пиар-акцию. На то, что они тотчас добьются вывода войск, террористы не надеялись.
Нам нужен мир. Нам нужен весь мир
Если спецслужбы донесут Путину, что в Панкисском ущелье готовится новый теракт "с применением средств", то мы вдарим по Панкиси. Если выяснится, что в Турции живут "организаторы", а в Саудовской Аравии собрались "идейные вдохновители", то вдарим по Турции и по Аравии. А ежели в Дании съедутся вдохновители финансовые, значит, истребители или ракеты отправятся туда. Причем ответ будет "адекватный". То есть сопоставимый. Со средствами массового уничтожения.
Вся президентская рать
Пока СМИ гадают, каким газом были убиты заложники на Дубровке, президент Путин прикидывает перемены в структуре блока силовиков. Но никто из официальных лиц не отвечает на вопрос, как могли террористы проникнуть в Москву. Как вообще мог быть организован теракт такого масштаба в "ментовском" стольном граде, нашпигованном силовыми структурами, где документы у иногородних упитанные "серые шинели" проверяют на каждом шагу. Однако Путин не верит в пользу отставок. К тому же победителей не судят. Президент не открывает Америк: он ищет решение на пути создания личной преторианской гвардии.
Победа массового поражения
В ситуации захвата заложников силовая операция в принципе правомерна. Но являлся ли оптимальным избранный конкретный вариант применения силы? И если сознательно допускалась гибель части заложников, то были ли эти жертвы абсолютно необходимы для спасения остальных людей от неминуемой гибели?
Простите, что мы вас убили
Утром в субботу страна и мир вздохнули с облегчением: страшная драма в Москве завершилась, заложники спасены, лидеры ведущих держав поздравляют президента России с победой над терроризмом. Но вот появились и стали расти пугающие цифры убитых при штурме. А потом стало ясно, что почти все они погибли вовсе не от рук террористов. Дожившие до понедельника задают вопросы.
Мовсар Бараев, говорите тише
Буденновск в чистом виде, без добавок и примесей. Но и без Черномырдина, способного призвать к порядку тихоголосого Шамиля. И почти без надежды на то, что это условие - прекращение войны хотя бы на уровне обещаний - будет всерьез обсуждаться на тех переговорах, о которых мы сегодня не знаем ничего. Которые ведут в эти дни и ночи неведомые нам "первоклассные переговорщики".
Отравленные сороковины
4 декабря исполнилось сорок дней со дня гибели более сотни заложников "Норд-Оста". Власть называет их жертвами теракта. Честнее было бы говорить о жертвах штурма - ведь почти все погибшие скончались от отравления газом. Но ложь, изначально взятая властью на вооружение, на наших глазах крепнет, бронзовеет, становится монументальной.