Мовсар Бараев, говорите тише
Вторая ночь, прошедшая с той минуты как боевики захватили бывший ДК Шарикоподшипникового завода, не принесла ничего утешительного. Стало известно о гибели одной из заложниц. Значительно ужесточились условия содержания людей: они разделены на две группы, дети отдельно от родителей. Переговоры пока в тупике.
Это были дни безуспешной народной дипломатии.
Из дверей громадного здания на улице Мельникова выходили Кобзон и Хакамада "с черными лицами". Шли по Дубровке, окруженные журналистами, отвечали коротко и неохотно, в глазах читалась тоска. Чуть позже, когда Хакамада выступит в "Свободе слова, мы узнаем, что террористы ведут себя предельно жестко и всерьез собираются умереть. Вместе с заложниками. Вместе с участниками передачи мы попытаемся составить текст обращения к боевикам с просьбой освободить несчастных зрителей - и потерпим творческую неудачу. Мы выслушаем также диспут между Геннадием Хазановым и менее известными артистами российской сцены на тему: надо или не надо играть спектакли в такие дни. Мы не найдем ответа на этот вопрос.
Мы много чего услышим и увидим в этот день и в эту ночь. Крайне своевременное заявление Путина о том, что захват заложников планировался "в одном из зарубежных центров." Заявление какого-то идиота - отставника спецслужб, призвавшего доставить из наших тюрем всех зеков-чеченцев, поставить на Дубровке и расстреливать их по мере надобности. Заявление представителя Масхадова, осудившего московский теракт. Мутный мессидж Минпечати, предложившего журналистам поменьше заниматься распространением информации. Фантастические съемки НТВ, запечатлевшие доктора Рошаля в окружении боевиков и боевичек и его короткий рассказ о состоянии здоровья людей, томящихся в зале. Человека, назвавшегося Мовсаром Бараевым, - единственного из террористов без маски. Мелькнут лица заложниц.
Из мрака и кошмара этих ночей, из сплетен и слухов, из миллиона слов, высказанных в эфире политиками, журналистами, чекистами, милиционерами, боевиками, заложниками и их родственниками выяснится простая правда теракта. Цель террористов - вывод российских войск из Чечни. Проблема, с которой они столкнулись, - отсутствие в рядах наших переговорщиков человека, способного ответственно говорить на эту тему. Оттого они нервничают и назначают последние сроки.
Конечно, все напоминает Буденновск. Но без Черномырдина, способного призвать к порядку тихоголосого Шамиля. Даже без Касьянова, уехавшего в Мексику на какой-то всеми позабытый саммит. И почти без надежды на то, что это условие - прекращение войны хотя бы на уровне обещаний - будет всерьез обсуждаться на тех переговорах, о которых мы сегодня не знаем ничего. Которые ведут в эти дни и ночи неведомые нам "первоклассные переговорщики".
Политика - бесчеловечная штука. По совести говоря, отчего бы и не вывести из Чечни хотя бы взвод - под телекамеры и звуки печальных труб? Отчего первым лицам в стране, неспособным защитить нас даже в театральном зале, не воспользоваться своим шансом начать выкарабкиваться из этой войны? Отчего бы кому-нибудь из них не сесть за стол переговоров с Масхадовым? Это же, черт возьми, ни к чему не обязывает, а жизнь заложников будет спасена. Кто осудит?..
Люди не осудят. Но на языке политическом такой шаг обретет мертвую формулу "капитуляции". На диком сленге элиты это будет называться унижением Великой Державы перед горсткой бандитов. Ветераны всех войн и спецслужб разъяснят нам, что, спасая жизнь зрителей на Дубровке, мы обрекаем на смерть новых, неведомых заложников.
С этой правдой не поспоришь, ибо она вооружена. Как и террористы. Две этих правды глядят сейчас друг на друга сквозь прорезь прицела на улице Мельникова и ведут переговоры по рации. Покуда они разговаривают - мы, сидящие в зрительном зале, еще живем.
Справка
Заявление Российского общенационального комитета "За прекращение войны и установление мира в Чеченской Республике"
Президент России В.В. Путин в ближайшее время должен принять решение, от которого будет зависеть судьбы заложников в Доме Культуры на улице Мельникова и судьба войны в Чечне.
Задачей нашего комитета "За прекращение войны и установление мира в Чеченской Республике" с момента его создания был поиск пути мирного разрешения Чеченской войны. По нашему мнению, война в Чечне могла быть давно прекращена федеральным центром, носила и носит незаконный характер. Война может быть остановлена только политическим путем, через прямые переговоры представителей воюющих сторон. Социологические опросы показывают, что такого же мнения придерживаются более 60 % жителей России.
Мы осуждаем захват заложников чеченскими боевиками в центре Москвы, но от этого наши оценки причин возникновения войны в Чечне и возможностей ее прекращения не могут измениться.
Этот террористический акт может нарушить наметившееся робкое движение в сторону переговоров о прекращении войны.
Мы призываем Президента РФ В.В. Путина немедленно выступить со следующими инициативами:
1. Заявить о немедленном намерении начать мирные переговоры без предварительных условий, направив своего представителя для встречи с Масхадовым или его представителем.
2. Осудить действия террористов, захвативших заложников, предложить им сдаться и гарантировать им справедливое судебное рассмотрение, возможно в одной из Европейских стран.
Сегодня В.В. Путин принимает самые ответственные решения не только в масштабе России, но и всего мира, демонстрируя, возможен ли ненасильственный выход из острейшего политического кризиса, осложненного террористическим актом.
Президент России примет решение, зависящее от общественных настроений.
Мы обращаемся к депутатам ГосДумы РФ, политическим и общественным деятелям России. Поддержите наше заявление!
По сути на месте невинных заложников должны были быть мы с Вами, потому что именно мы с Вами не сумели остановить преступную войну в Чечне.
члены Российского общенационального комитета
"За прекращение войны и установление мира в Чеченской Республике"
Е.Г. Боннэр, Фонд Андрея Сахарова;
С.А. Ковалев, депутат Государственной Думы РФ;
С.Н. Юшенков, депутат Государственной Думы РФ;
Л.А. Пономарёв, Общероссийское движение "За права человека"
Ю.В. Самодуров, Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова;
А.П. Ткаченко, поэт;
И.А. Яковенко, профессор, доктор философских наук;
В.Б. Корсунский, Интернет-газета Грани.Ру
24 октября 2002 г.
Дословно
Заявление Елены Боннэр в связи с захватом заложников в Театральном центре на Дубровке
Заявление в связи с захватом заложников в Москве
Через 17 часов после захвата семисот заложников в театральном центре президент России заявил, что этот террористический акт планировался за рубежом. Вполне возможно, что он прав. Любой террористический акт подготавливается не в подворотне захватываемого здания, тем более такой масштабный. Однако корни его бесспорно внутренние, российские. Это почти десятилетие войны, это беспредел российской армии, ее разложение, мародерство, грабежи, бесчисленные зачистки, исчезновения людей, пытки, бессудные расстрелы мирных людей, тайные массовые захоронения, обнаруживаемые почти во всех районах Чечни.
Это давно понятная всем непредвзятым наблюдателям истина, что военным силовым путем, чеченский узел не может быть разрешен.
Единственное требование террористов - прекращение войны и мирные переговоры с президентом Чечни Асланом Масхадовым. Но согласно опросам и большинство населения России считает, что нужны мирные переговоры. Это странное совпадение в стремлении россиян и террористов дает большие возможности президенту России вывести страну из состояния кровопролитной войны и спасти жизнь всем заложникам. Трудно и возможно неправомерно давать рекомендации в ситуации на грани трагедии. Но я ожидаю от президента моей страны, что у него хватит воли и интеллектуальной смелости отказаться от стереотипа, что с террористами никогда нельзя договариваться, что нельзя выполнять их требования. Кстати, в новую эру - эру терроризма – об изменении старых принципов борьбы с терроризмом придется задуматься и специалистам, как теоретикам, так и практикам.
Я ожидаю, что Путин сделает нетривиальный шаг, и обратившись к стране скажет, что он берет ответственность на себя за жизнь заложников и немедленно начинает переговоры с президентом Чечни. Одновременно он, как главнокомандующий, отдаст распоряжение подготовить вывод отдельных войсковых частей из Чечни.
Я ожидаю что у него хватит воли преодолеть сопротивление военно-силовой элиты и мафиозно-коррумпированной части своего окружения. Делать это надо быстро, потому что ситуация с заложниками не ждет и любая проволочка может привести к гибели людей. Сейчас решается их судьба, но и судьба самого Путина - стать ли ему реальным президентом или рейтинговой, но исторически пустой фигурой.
Грани.Ру, 25.10.2002
Статьи по теме
Мовсар Бараев, говорите тише
Буденновск в чистом виде, без добавок и примесей. Но и без Черномырдина, способного призвать к порядку тихоголосого Шамиля. И почти без надежды на то, что это условие - прекращение войны хотя бы на уровне обещаний - будет всерьез обсуждаться на тех переговорах, о которых мы сегодня не знаем ничего. Которые ведут в эти дни и ночи неведомые нам "первоклассные переговорщики".
В круге втором
Вспоминая Буденновск, можно предположить, что последует за нынешней московской драмой. Ключевое слово здесь - имитация. Будет имитация политического решения чеченской проблемы. Имитация кадровых разборок с силовыми министрами, даже если их всех уберут. Имитация решимости в наведении уже осточертевшего порядка. Имитация силы, которой нет. И только страх и ненависть к неуловимым мстителям будут возрастать в несчастном нашем социуме, зашкаливая за все мыслимые пределы.