Путин об аресте Пономарева: "Не хотим как в Париже"
Владимир Путин на заседании президентского Совета по правам человека в ответ на вопрос историка Николая Сванидзе об аресте правозащитника Льва Пономарева привел в пример события в Париже. Трансляцию заседания СПЧ вела "Россия-24".
"Мы не хотим, чтобы у нас были события, похожие на Париж, где разбирают брусчатку и жгут все подряд, и страна потом погружается в условия чрезвычайного положения", - сказал Путин. Он пояснил, что в деле правозащитника "речь шла о призывах к несанкционированным митингам, шествиям и так далее".
Пономарев был арестован на 25 суток за репост сообщения о протестном сходе в защиту фигурантов дел "Сети" и "Нового величия". Затем суд снизил срок ареста до 16 суток. Пономарева не отпустили на похороны Людмилы Алексеевой, с которой он долгие годы работал в Московской Хельсинкской группе. Путин приезжал на прощание с Алексеевой во вторник утром.
Сванидзе напомнил Путину, что проверить законность ареста Пономарева президента перед смертью просила Алексеева. Путин в ответ заверил, что поручит генпрокурору Юрию Чайке "посмотреть внимательно" на дело Пономарева. "В то же время ставить под сомнение сейчас, в нашем разговоре справедливость принятого судом решения мне очень трудно, просто невозможно", - подчеркнул Путин.
"Михаил Александрович (председатель СПЧ Федотов. - Ред.) сказал, что Людмила Михайловна (Алексеева. - Ред.) могла находить компромиссы и все-таки договорилась с властями о том, чтобы эти митинги и массовые мероприятия (акции Стратегии-31 в защиту свободы собраний. - Ред.) были разрешены. И все было встроено в нормальное течение событий. Мне кажется, нужно к этому стремиться всем", - сказал Путин на заседании СПЧ.
Глава СПЧ предложил Путину "вернуться к вопросу о необходимости совершенствования законодательства о митингах и демонстрациях и формировании культуры свободы собраний без издевательских отказов в согласовании, без неопознанных казачьих нагаек, но и без провокаций со стороны организаторов". Президент в ответ сказал, что "посмотреть на возможность каких-то корректировок" в законе о митингах "вполне возможно".
Сванидзе также обратил внимание Путина на дела "Нового величия" и "Сети", в которых, по его словам, есть "пытки, провокации и уже очень тяжелые последствия для здоровья молоденьких девочек, одна из которых несовершеннолетняя (Анне Павликовой на момент ареста было 17 лет. - Ред.)".
"Меня, честно говоря, забеспокоило то, что вы сказали по поводу того, что совершаются какие-то правонарушения в отношении несовершеннолетних в рамках этих организаций или движений... Безусловно, с этим необходимо поразбираться", - ответил Путин. Он добавил, что ему не докладывали об этих делах.
Сванидзе подчеркнул, что организацию "Новое величие" фактически создал внедренный провокатор силовиков. "Надо посмотреть. То есть вы говорите, что они там гапоновщиной какой-то занимались. Я вообще первый раз об этом слышу, я посмотрю", - сказал в ответ Путин.
Накануне судья Дорогомиловского райсуда Москвы Ольга Быковская продлила до 13 марта срок нахождения в СИЗО четверым арестованным фигурантам дела "Нового величия" - Руслану Костыленкову, Петру Карамзину, Вячеславу Крюкову и Дмитрию Полетаеву. 7 декабря тот же суд на такой же срок продлил домашний арест остальным семерым фигурантам дела - Анне Павликовой, Марии Дубовик, Павлу Ребровскому, Максиму Рощину, Сергею Гаврилову и Рустаму Рустамову.
Статьи по теме
Их молению внемли
На одних весах - унижения и пустопорожние прения, на других - человеческие жизни и гласность старательно протоколируемых дебатов. В центре зала - палач, вокруг него - просители, желающие быть услышанными. Двести челобитных отправляются в урну, но одна внимательно прочитывается. И это по сути безнадежная пьеса, поскольку сам факт иногда резкого, чаще спокойного, порой подобострастного разговора с Путиным узаконивает все беззакония, которые он творит.
Возьми злодея за руку
Оптимистами, которые не хотят и не могут простить грех сервильности своим по сути единомышленникам, являются как раз люди бескомпромиссные. Они верят, что тотальный отказ интеллигентов от сотрудничества с властью скорее приведет к ее изоляции и падению, нежели все эти бессмысленные "малые дела". Они считают, что заседать с Путиным в одном Совете под его руководством - это бесчестье и позор. Напротив, Людмила Алексеева была безысходным пессимистом.
Ювенальное море
Как это будет выглядеть в тот день и час, когда в зале заседаний Мещанского, допустим, суда начнутся слушания по делу 14-летних террористов, боевиков и бомбометателей? Разумеется, процесс закроют, но поможет ли это укрыть от мировой и недобитой нашей общественности суть происходящего? Опыт показывает, что к подобным эксцессам власть все-таки чувствительна, и живодерство в обращении с детьми до настоящего времени не очень приветствовалось.