Директора украинской библиотеки поместили под домашний арест
Таганский районный суд Москвы удовлетворил ходатайство следствия и поместил директора московской Библиотеки украинской литературы Наталью Шарину под домашний арест, сообщает адвокат Иван Павлов. Прокурор просил подписку о невыезде. Защита возражала против любой меры пресечения.
"Конечно, могло быть хуже, но я недоволен. Будем обжаловать. Сегодня День памяти жертв политических репрессий. Судим библиотекаря за книги, которые кто-то считает неправильными", - написал Павлов.
После суда Шарину отвезли в следственный отдел. Там ей предъявили обвинение по части 2 статьи 282 УК (возбуждение ненависти и вражды). Затем Шарину под конвоем отвезли домой. Сотрудники ФСИН уже надели ей электронный браслет.
Шарина в суде отказалась признать вину в распространении экстремистских материалов. "Я ничего не совершила противоправного. В 2011 году я получила пост директора. В моих действиях не было состава преступления", - заявила она. Шарина подчеркнула, что сотрудники библиотеки "внимательно изучали книги, и как только какие-либо книги появлялись в списке экстремистских материалов, мы их моментально исключали". Она также заявила, что при обыске некоторые книги были подброшены, на них нет библиотечных штампов.
Шарина выразила надежду на скорое прекращение своего уголовного преследования. "Я хочу, чтобы это все скорее завершилось. И завершилось в соответствии с законом и справедливостью. Я ничего не совершала и даже рада, что будет суд, который во всем разберется", - сказала она.
По словам Шариной, в настоящее время она чувствует себя нормально.
Днем Шарину доставили в Таганский отдел СКР для предъявления обвинения, сообщал Павлов. Там у нее вновь поднялось давление. В четвертый раз за последние два дня к Шариной вызывали скорую помощь.
Адвокаты потребовали предоставить им свидание с подзащитной наедине до проведения следственных действий, но им отказали. В итоге следователи решили предъявить обвинение после заседания суда.
В среду Шарина была задержана после обыска в библиотеке и в ее квартире. Шарина подозревается в возбуждении ненависти либо вражды с использованием служебного положения, сообщил начальник пресс-службы СКР Владимир Маркин. По пункту "б" части 2 статьи 282 УК ей грозит до пяти лет колонии.
Как утверждает Маркин, в 2011-2015 годах Шарина распространяла среди читателей книги лидера украинского движения "Братство", в прошлом одного из руководителей УНА-УНСО Дмитрия Корчинского, запрещенные в России как экстремистские. При обыске же в библиотеке была изъята некая "печатная продукция, содержащая призывы к антироссийской и антирусской пропаганде".
В четверг заведующая отделом комплектования Татьяна Мунтян заявила, что во время обыска в библиотеку подбросили изъятые ранее книги. "Нам вчера подбросили книги, которые были изъяты во время первого обыска, еще в декабре 2010 года, которые в библиотеку не возвращали", - сказала Мунтян. Она предоставила соответствующий документ. Среди этих изданий - книга Корчинского "Війна у натовпі" ("Война в толпе"), которую в 2013 году суд в России признал экстремистской литературой.
Шарину держали в отделе МВД Таганского района Москвы в пыточных условиях. "За все время ей ни разу не дали воды и еды, не поместили в ИВС. Ночь она провела в ОВД Таганское на деревянной скамейке, в окружении бездомных и проституток", - написал адвокат Евгений Смирнов. Следственные действия проводились в ночное время без участия адвоката по соглашению, подчеркнул он. Интересы Шариной представлял назначенный адвокат.
У Шариной было два гипертонических криза, давление поднималось до 250 на 110. Следователь, несмотря на требование врачей, отказался отпустить ее в больницу и продолжил допрос. Только в четверг вечером, после проведения очной ставки с бывшим сотрудником библиотеки Сергеем Сокуровым Шарину отвезли в изолятор временного содержания на Петровке.
Еще в среду МИД Украины выразил решительный протест в связи с обыском в Библиотеке украинской литературы. С обращением в защиту Библиотеки украинской литературы выступил Русский ПЕН-Центр.
В пятницу в защиту Шариной выступили члены Гильдии "Мастера литературного перевода". "Профессиональные переводчики всегда, при всех режимах, прилагали все силы к тому, чтобы не прерывались культурные связи между народами - связи, которые поддерживаются с помощью слова, книги. Изъятие, уничтожение книг и документов – это не только прямое нарушение закона (ФЗ "О библиотечном деле" гласит: "не допускаются государственная или иная цензура, ограничивающая право пользователей библиотек на свободный доступ к библиотечным фондам"), но и хорошо знакомый всем, кто помнит историю, симптом нравственной болезни общества, первый шаг на пути к политическим процессам, к тоталитарному режиму. Мы не хотим потворствовать доносам и репрессиям, мы требуем остановить недостойные свободного общества библиотечные погромы, прекратить уголовное преследование Натальи Шариной и ее коллег", - говорится в обращении.
Блоги
Статьи по теме
Библиотечный фронт
Сегодня мучают Савченко, и заодно, чтобы два раза не вставать, бастрыкинские человечки, заказав донос, напали на библиотеку. Война продолжается, не затихая ни на минуту, и в стратегическом отношении дом на Трифоновской столь же необходим, как и Крым, Донбасс, российская база в Сирии, каспийская флотилия.
Как по книгам
Мы по сути подарили эту библиотеку городу - городу, в котором живут тысячи украинцев, но не было ни одной украинской библиотеки. И что делает этот город, что делает эта страна? Устраивает в библиотеке шмоны, выгоняет ее сотрудников, теперь уже, как в сталинские времена, арестовывает тех, кто брошен на "исправление недостатков".