статья Комбинация из трех фракций

Николай Петров, 19.12.2003
Фото Дмитрий Борко.

Фото Дмитрий Борко.

Наконец официальные итоги выборов в Госдуму обнародованы Центризбиркомом, и хотя окончательное формирование персонального состава нижней палаты еще займет какое-то время, расклад сил более или менее определился. Полной ясности нет лишь по двум вопросам: как разойдутся 62 "независимых" депутата, прошедших по одномандатным округам, и кто реально пойдет в Думу по спискам "Единой России", где есть десятки "свадебных" генералов и губернаторов. Кстати, по новым правилам, при отказе лидеров федерального списка ЕР от мандатов эти места достанутся другим фракциям.

Можно строить прогнозы на будущее. С нормативным прогнозом выступил сам президент Путин, заявивший: "У нас в новейшей истории создалась уникальная ситуация, при которой мы можем создать действительно действенную многопартийную систему с мощным правым центром, с левым центром в виде, скажем, социал-демократической идеи и с их сторонниками и союзниками по обоим флангам: слева и справа, либо даже с маргинальными группами и партиями. Это стало реальной, выполнимой задачей в ближайшей перспективе".

С приходом единороссийского большинства в Думу партстроительство для Кремля только начинается. Начать с того, что "Единая Россия" едина только на бумаге. На деле это списки "лужковский", "рахимовский", "шаймиевский", других сильных губернаторов. Отнюдь не един и Кремль, осуществляющий общее руководство проектом. Во всяком случае, сложный баланс сил там неоднократно менялся на протяжении только последних месяцев. Не прибавится единства и после президентских выборов.

Возникает проблема конвертации обеспеченного Кремлем численного преимущества в Думе в позиционное. С одной стороны, для полного контроля над Советом Думы трем без малого сотням депутатов-единороссов хорошо бы организоваться в несколько колонн, как это, скажем, сделали коммунисты в 1995 году; с другой, нынешний Кремль предпочитает "простоподчиненные" композиции сложносочиненным. Отсюда возникает идея единой фракции в составе трех подгрупп – тех же, что и в прошлой Думе, но уже менее самостоятельных. Если при этом внести изменения в регламент, что обладающая супербольшинством "Единая Россия" может сделать без труда, то "своими" будет наряду со спикером и Совет Думы. Делиться комитетами ни с кем, кроме, может быть, союзной "Родины", у ЕР и вовсе нет намерения.

Есть вероятность формирования депутатских групп: на базе одномандатников от Народной партии, с одной стороны, и новых правых, с другой. Насчет "мощного правого центра", о котором сказал президент, имеются большие сомнения. С уходом СПС реальный правый фланг в Думе провис, а виртуальный, на котором последние два с половиной года работы третьей Думы находились единороссы, просто послушный, а не правый. Его конечно, можно усилить десятком прошедших в Думу одномандатников-либералов, но погоды они не делают. Получается, что реальный правый фланг будет "выносным", представленным либералами-экономистами из правительства и связанными с ними экспертными структурами. В Думе же прохождение либеральных законов будет регулироваться командами из Кремля. Иными словами, послушное большинство в Думе будет становиться "правым" в те моменты, когда это потребуется.

Если с общим контролем и механикой голосования для Кремля и ЕР все относительно ясно, то с собственно законотворческой работой возникает много проблем. Состав Думы очень сильно обновился, причем из нее выпало большинство сильных профессионалов, находившееся ранее в СПС и "Яблоке". Впрочем, и прошлая Дума не столько сама творила законы, сколько работала с правительственными законопроектами. В новой же, надо полагать, и вовсе не предполагается что-либо творить. Впрочем, поживем – увидим. Первые несколько месяцев работы новой Думы уйдут на рассадку-отладку, а там, глядишь, после президентских выборов Кремль окончательно определится с собственным балансом сил и с планами на будущее - и сориентирует депутатов.

Николай Петров, 19.12.2003


новость Новости по теме