ЕР хочет наказывать за анонимные комментарии в Интернете
"Единая Россия" собирается внести на рассмотрение Госдумы поправки к принятому весной закону о клевете, предусматривающие наказание за оскорбительные анонимные высказывания в Интернете. Вице-спикер Госдумы и член комитета по культуре Сергей Железняк сообщил "Независимой газете", что в настоящее время фракция анализирует недоработки нового закона. "Законом уже предусмотрена соответствующая ответственность для журналистов - и для изданий, и для авторов. Но что делать, если какой-то анонимный пользователь позволяет себе оскорбительные высказывания? В этом направлении мы будем рассматривать вопросы, связанные с совершенствованием законодательства, для того чтобы анонимность не создавала иллюзию безнаказанности для таких людей", - заявил Железняк.
По его словам, после того, как в законодательство будут внесены изменения, следствие получит право устанавливать личность тех, кто, "прикрываясь анонимностью, совершает преступления в Сети". Вице-спикер подчеркнул, что речь идет не о СМИ, а именно о пользователях Интернета. Как считают в партии, если человек публикует в Сети информацию, в которой называет конкретную партию или конкретного человека, то ему можно будет предъявить обвинение. "Например, если он упоминает "партию жуликов и воров" и говорит, какую структуру имеет в виду", - пояснил Железняк. Определение "Единой России" как "партии жуликов и воров" ввел в употребление гражданский активист Алексей Навальный.
Между тем эксперты усомнились в реализуемости попыток регулировать интернет-пространство. По словам гендиректора Центра политической информации Алексея Мухина, это слишком сложно осуществить технически. Как считает политолог, инициативы Кремля в этом направлении носят "педагогически пугательный характер", и нацелены на сбивание волны политической активности в Сети.
Принятый весной закон о клевете значительно ужесточает наказание. Теперь "клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию", наказывается штрафом в размере до 500 тысяч рублей или обязательными работами на срок до 160 часов. Это же преступление, совершенное с использованием служебного положения, карается штрафом в размере до 2 миллионов рублей или до 320 часов обязательных работ.
За клевету, соединенную с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, могут назначить штраф в размере до 5 миллионов или обязательные работы на срок 480 часов.
Кроме того, закон дополнен новой статьей о клевете в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава. За такого рода преступления предусмотрено наказание от 1 до 5 миллионов рублей либо обязательные работы на срок до 480 часов.
Незадолго до принятия закона президент Путин заявил, что статья о клевете должна быть возвращена в Уголовный кодекс, но без меры наказания в виде лишения свободы. Статью "клевета" Госдума отменила менее года назад по инициативе Дмитрия Медведева.
Статьи по теме
Нестерпимые законы
После напряженных неправедных трудов Госдума и Совет Федерации опочили от дел. Принят (взахлеб и без колебаний) ряд законов, каждого из которых хватит, чтобы устроить по крайней мере две американских революции. Почему же я не призываю, имея на руках куда худшие законы, срочно делать американскую революцию? Потому что американской не выйдет, а Октябрьская нам не нужна.
Само держится
Самый показательный факт, свидетельствующий не о слабости, а о прочности действующей власти, – это реакция так называемого гражданского общества на последние законы, которые не просто ограничивают политическую деятельность, независимую от государства, а фактически запрещают ее. И где же гражданское общество? Где его массовые протесты против этих законов?
Клевета и клевреты
Статью "клевета", которую полгода назад убрали из Уголовного кодекса по инициативе Дмитрия Медведева, теперь спешно в него вернули. Заключительный аккорд думской сессии дал повод для самых мрачных прогнозов. Введение многомиллионных штрафов за клевету ужаснуло даже больше, чем законы об "иностранных агентах" и об интернет-цензуре. Читайте отклики журналистов и политиков.