Закон о клевете: журналисты пикетируют Думу
В пятницу утром у здания Госдумы проходят одиночные пикеты против принятия нового закона о клевете ( ВИДЕО). Как сообщает корреспондент Граней.Ру, с плакатами стоят журналисты Юрий Сапрыкин, Тихон Дзядко, Илья Азар, лидер "Яблока" Сергей Митрохин и другие. Все они считают возвращение в Уголовный кодекс статьи о клевете угрозой свободе слова.
В Интернете идет сбор подписей под петицией с требованием проведения парламентских слушаний по законопроекту с участием представителей СМИ.
В пятницу Дума рассмотрит во втором и третьем чтениях законопроект о возвращении уголовной ответственности за клевету. В среду документ был принят в первом чтении. Против голосовали все фракции, кроме "Единой России".
Максимально возможный штраф по новому закону о клевете составит 5 миллионов рублей, сообщил один из авторов закона, глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников. Ко второму чтению из законопроекта убрали пункт о наказании в виде лишения свободы и принудительных работ. В первоначальной редакции были предусмотрены лишение свободы на срок до пяти лет и принудительные работы на такой же срок.
Действующая в настоящее время статья КоАП 5.60 "Клевета" предусматривает наказание в виде штраф: для граждан - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; для должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Во вторник Владимир Путин высказал мнение, что за клевету не следует наказывать лишением свободы и принудительными работами. Соответствующее президентское заключение на законопроект поступило во вторник в Госдуму по итогам встречи Путина с омбудсменами Владимиром Лукиным и Борисом Титовым, а также главой Совета по правам человека Михаилом Федотовым.
При этом Путин поддержал ужесточение наказания за клевету, сославшись на законодательство западных стран. "Мне грустно об этом говорить, но если у нас не хватает каких-то морально-нравственных ограничителей, то должны быть законодательные, а может быть, и морально-нравственные возникнут на базе законодательных правил", - отметил Путин.
"Это абсолютная дискредитация парламента и плевок в сторону Медведева, поскольку декриминализация клеветы, которая состоялась буквально недавно, была президентским проектом", - заявил глава Адвокатской палаты Москвы Генри Резник. По его мнению, "нет абсолютно никаких оснований для того, чтобы возвращать клевету в уголовное законодательство". "Клевета в большинстве стран уже декриминализирована, а там, где данная статья формально сохраняется в Уголовном кодексе, она совершенно мертвая, - отметил Резник. - Достаточно гражданско-правовой ответственности за распространение сведений, порочащих честь и достоинство и не соответствующих действительности. Потерпевший получает сатисфакцию, потому что восстанавливается его доброе имя, для этого есть обязанность публиковать опровержение. К тому же есть компенсация морального вреда самому потерпевшему".
Дословно
Из журналистской петиции против законопроекта о клевете
Только за 2009-2011 годы по ст. 129 УК РФ было осуждено около 800 человек. Большинство из них – региональные журналисты и блогеры. Основными инициаторами уголовного преследования становились чиновники и представители властей. Особой любовью к 129-й статье отличались губернаторы Кемеровской области, Алтая, Татарстана. Так, журналист Ирек Муртазин за книгу и пост о Минтимере Шаймиеве был осужден по ст. 129 и 282. Главный редактор газеты "Листок" Сергей Михайлов был осужден по той же статье за резкую критику правительства Алтайского края. Блогер Александр Егоров из Казани выложил в своем дневнике фактуру о хищении бюджетных средств местным омбудсменом, и суд также счел его виновным в клевете.
Теперь же орган, возлагающий на себя функции журналистского профсоюза, – Союз журналистов России – фактически поддерживает возвращение этой практики. Хотим отметить, что СЖР никоим образом не является представителем интересов сотрудников российских СМИ, как и депутат Хинштейн, называющий себя журналистом. Их мнение относительно закона о клевете не должно являться решающим. Они нас не представляют.
СЖР за последнее время ни разу не воспользовался возможностью вступиться за наши права: от случаев незаконного выдворения журналистов с участков или случаев давления властей на независимые СМИ до инцидентов с избиением журналистов сотрудниками правоохранительных органов на митингах. Таким образом, никакого права они от нашего имени говорить не имеют.
У чиновников сейчас есть все рычаги для выяснения отношений с корреспондентами, чьи публикации вызвали у них возмущение, они могут делать это в рамках гражданского судопроизводства с помощью исков о защите чести и достоинства. В этом случае обеспечивается хоть какая-то состязательность сторон и изучение доказательств, а в случае проигрыша корреспондента защищает редакция. В случае принятия законопроекта и штрафы, и судимость будут ложиться непосредственно на журналиста, чем чиновники, как мы уверены, обязательно будут злоупотреблять. Мы не требуем для себя возможности безнаказанно врать. Даже сейчас чиновники рассылают иски о защите чести и достоинства по факту любой не устраивающей их публикации, даже если изложенные в ней сведения не являются заведомо ложными. Увещевания авторов законопроекта о том, что статья не коснется тех, "кто пишет проверенные факты", нас не устраивают, мы знаем, как происходит на самом деле.
Владимир Путин
Это (наказание за клевету. - Ред.) касается не только и далеко не в первую очередь защиты интересов тех людей, которые занимаются политической деятельностью, хотя и их тоже, но это касается и делового сообщества, представителей бизнеса. Это касается представителей средств массовой информации. Это касается деятелей культуры в широком смысле этого слова, а не только представителей так называемого шоу-бизнеса. Это касается и российских ученых.
Люди из всех этих сред так или иначе, в той или иной сфере сталкиваются с этой проблемой. Мне грустно об этом говорить, но если у нас не хватает каких-то морально-нравственных ограничителей, то должны быть законодательные, а может быть, и морально-нравственные возникнут на базе законодательных правил.
Что мы видим? Я попросил специалистов в области сравнительного правоведения представить справку по этому вопросу. В законодательстве ФРГ с разных сторон рассмотрена эта проблема, но самые жесткие санкции - от трех месяцев до пяти лет лишения свободы. За нанесение ущерба символам государства – лишение свободы. Есть и другие достаточно жесткие санкции.
В Великобритании предусмотрено лишение свободы, в Соединенных Штатах то же самое, в Канаде все очень подробно регламентировано. То есть в развитых системах права эти нормы не только есть, они являются работающими.
Мы, конечно, должны исходить из реалий нашей жизни, из того, как это рассматривалось в нашем законодательстве и в прежние годы, и сейчас. И мы, безусловно, должны исключить всякое двойное толкование и возможности какого бы то ни было манипулирования этими нормами права.
Сайт президента, 10.07.2012