К Трепашкину пустили адвоката
Адвокат Алексей Макуха в среду добился свидания с юристом Михаилом Трепашкиным в СИЗО #1 Екатеринбурга. Об этом сообщила "Граням" адвокат Трепашкина Елена Липцер.
Липцер с помощью Макухи удалось выяснить, что в Екатеринбург Трепашкина привезли на легковой машине. Его сопровождали люди в штатском, которых Трепашкин считает оперативниками ФСБ.
Елена Липцер опасается, что когда Трепашкина доставят в колонию-поселение, администрация, как и в прошлый раз, поместит его на карантин в штрафной изолятор, что является грубым нарушением закона.
Три дня ни близкие Трепашкина, ни его адвокаты не имели достоверной информации о месте его пребывания. И в среду утром сотрудники СИЗО отказались отвечать на вопрос Липцер, содержится ли в их заведении Михаил Трепашкин.
Липцер сообщили, что осужденный находится в камере, где содержат сотрудников правоохранительных органов и военных. В той же камере сидят еще два человека.
"Режим содержания Трепашкина такой же, какой был в колонии-поселении в Нижнем Тагиле", - сказал РИА "Новости" дежурный Главного управления исполнения наказаний Минюста по Свердловской области. По его словам, пока неизвестно, сколько заключенный пробудет в следственном изоляторе.
В Свердловском областном суде выразили недоумение тем, что Трепашкин доставлен в изолятор. "В Свердловской области суды не выносили решения об избрании ему меры пресечения", - сказал собеседник агентства.
Между тем проживающий в Нью-Йорке глава Фонда гражданских свобод Александр Гольдфарб заявил накануне "Коммерсанту", что в минувшую пятницу он встречался с Трепашкиным в Киеве и предлагал ему вылететь за границу для получения политического убежища.
"Эху Москвы" Гольдфарб заявил, что живущий в Лондоне предприниматель Борис Березовский предлагал Трепашкину содействие в получении политического убежища, однако тот отказался. Гольдфарб подчеркнул, что арест Трепашкина в прошедшие выходные он рассматривает как "расправу".
Трепашкина арестовали в Москве 18 сентября. Он был осужден Московским окружным военным судом за разглашение гостайны на четыре года лишения свободы. После отбывания одной трети срока Трепашкин подал заявление об условно-досрочном освобождении в суд Нижнего Тагила - по месту отбывания наказания.
Суд удовлетворил данное заявление и досрочно освободил Трепашкина, однако прокуратура не согласилась и обжаловала его в вышестоящей инстанции.
В минувшую пятницу Свердловский областной суд отменил решение о досрочном освобождении Трепашкина.
Справка
Дело Михаила Трепашкина
Офицер ФСБ Михаил Трепашкин впервые открыто вступил в конфликт с начальством в ноябре 1998 года, когда он и несколько его коллег во главе с подполковником Александром Литвиненко заявили, что руководство ФСБ поручило им убийство Бориса Березовского. После ухода из органов безопасности Трепашкин занялся адвокатской практикой и работой в Общественной комиссии по расследованию взрывов жилых домов в Москве в 1999 году. Он также представлял интересы сестер Морозовых, потерявших мать при взрыве на улице Гурьянова.
В 2002 году Трепашкину было предъявлено обвинение в разглашении государственной тайны. Наблюдатели, в том числе и зарубежные правозащитники, отметили в этом деле явные признаки фабрикации. Обвинение базировалось исключительно на том, что дома у Трепашкина якобы были найдены некие секретные документы. При этом никаких фактов собственно разглашения гостайны установлено не было. Тем не менее в мае 2004 года Московский окружной военный суд приговорил Трепашкина к четырем годам лишения свободы в колонии-поселении.
Между тем еще до вынесения этого приговора, в октябре 2003 года, Трепашкин был арестован по обвинению в незаконном хранении оружия: при досмотре его машины был обнаружен пистолет "Иж-21" с патронами. Сам Трепашкин сразу заявил, что оружие ему было подброшено. В ходе судебного процесса по этому делу в Дмитровском городском суде доказательная база обвинения фактически развалилась из-за противоречий в показаниях свидетелей. Однако судья по сути взяла на себя функцию обвинения: она по-своему объяснила, как был найден пистолет, и на основании этой версии вынесла обвинительный приговор, причем более суровый, чем того требовал прокурор. 1 июля 2005 года Мособлсуд отменил этот приговор и постановил отправить Трепашкина из СИЗО в колонию-поселение.
Требуя признать дело Трепашкина политическим, правозащитники обращали внимание на то обстоятельство, что адвокат был арестован спустя месяц после того, как были опубликованы его обвинения в причастности ФСБ к терактам осени 1999 года, и за неделю до того, как он должен был выступить в суде, защищая интересы сестер Морозовых. Этот факт побудил Госдепартамент отнести дело Трепашкина к разряду политически мотивированных. Преследование Трепашкина послужило для американских властей основанием для предоставления Алене Морозовой политического убежища.
Дословно
Александр Гольдфарб
В пятницу мы встречались с Михаилом Трепашкиным и предполагали вылететь за границу для получения политического убежища. Лично Березовский по телефону предлагал ему помощь, однако М.Трепашкин отказался, подчеркнув, что ни в чем не виноват. Трепашкин сказал, что он ни в чем не виноват и если побежит, это будет признанием его вины.
"Эхо Москвы", 20.09.2005
Статьи по теме
Соло для Бандуры
На суде по делу адвоката Михаила Трепашкина, имевшего неосторожность поссориться с ФСБ, версия обвинения полностью развалилась, так что прокурор потребовал для подсудимого всего год лишения свободы. Однако судья Джульетта Бандура решила поправить мягкосердечного обвинителя и умело взяла его работу на себя. Результат - два года лишения свободы.