статья Допустимые варианты

Анна Карпюк, 14.01.2008
Михаил Касьянов, лидер РНДС. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

Михаил Касьянов, лидер РНДС. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

Михаил Касьянов собрал более 2 миллионов подписей в поддержку своей кандидатуры, однако до сих пор неясно, допустят ли его до президентской гонки. Чем выгодно и чем невыгодно властям участие лидера РНДС в выборах? Читайте мнения Дмитрия Орешкина, Дениса Билунова, Николая Петрова, Ирины Хакамады и Георгия Сатарова.

Дмитрий Орешкин, политолог:

Мне кажется, здесь все слишком ситуативно, чтобы предсказывать. Если власть сочтет, что она настолько уверенно контролирует систему подсчета голосов, что обеспечит Михаилу Касьянову ровно 2 процента и не более, то почему бы не допустить его до выборов - просто чтобы сделать из него "Мишу Два Процента". Если же у власти сомнения есть, она не захочет рисковать и скорее всего снимет не только Касьянова, но и Андрея Богданова. Разумеется, найти брак в подписях – это дело вполне произвольное: захотят – найдут, не захотят – не найдут.

С этой точки зрения снятие кандидатуры Касьянова в некотором смысле даже может иметь позитивный смысл - это будет означать, что у власти еще нет ощущения полной вседозволенности. Если же его допустят до президентской гонки, то только потому, что у власти ощущение вседозволенности есть.

Денис Билунов, исполнительный директор ОГФ:

С одной стороны, регистрация Касьянова удобна власти тем, что повышает легитимность выборов в глазах Запада, тем, что оппозиционный демократический кандидат в выборах вроде бы участвует. На Касьянова можно также скинуть так называемые "лишние проценты". Понятно, что распределение процентов на самом деле определяется заранее, возможные колебания зависят только от рвения местных избиркомов и все это никак не коррелирует с реальным числом поданных голосов (этот вывод я сделал на основании прошедших так называемых парламентских выборов). И если будет решено распределить проценты таким образом, чтобы Медведев получил не больше, чем Путин и "Единая Россия" 2 декабря, то получится большое количество "лишних процентов".

Отдавать много лишних процентов Зюганову или Жириновскому – это повышать их политический вес, а списывать эти проценты на Богданова – это уже просто цирк какой-то. С этой точки зрения фигура Касьянова очень удобна, однако тогда придется ему давать 7-8 или даже 10 процентов.

Однако жесткая позиция власти в отношении любых бунтарей (а в данном случае, конечно, Касьянова тоже будут рассматривать в роли бунтаря) может возобладать, и тогда его либо снимут, либо дадут совсем немного процентов. Я думаю, что власти будут принимать решение исходя из этих соображений – нужен он для распределения голосов или нет.

Николай Петров, член научного совета Московского Центра Карнеги:

Ситуация складывается таким образом, что скорее всего Андрей Богданов будет допущен к выборам просто как страховочный кандидат, который в любом случае необходим для власти - если вдруг, как это ни маловероятно, Жириновский и Зюганов решат снять свои кандидатуры, должен быть запасной кандидат, иначе выборы не состоятся. А с Михаилом Касьяновым, наверное, получится таким образом: ему дадут собрать подписи, потратить деньги, время и усилия на всю эту организацию, а потом просто забракуют 5 процентов подписей.

Ирина Хакамада, лидер движения "Наш выбор":

Сегодня регистрация никак не зависит от самой процедуры сбора подписей и ее чистоты, процесс носит сугубо политический характер. Теоретически Касьянова не должны зарегистрировать по той простой причине, что Медведев - главный фаворит президентской гонки - конкурирует с Касьяновым на одной и той же площадке. Судя по заявлениям Медведева, которые он делал в Давосе, у него и Касьянова в общем похожие программы, с той лишь разницей, что Медведев не критикует власть, а Касьянов критикует. Медведев как бы представляет так называемое либеральное крыло, и они оба являются представителями власти, только Касьянов в прошлом, а Медведев – в настоящем. Учитывая определенные харизматические качества Михаила Касьянова, становится понятно, что его участие в президентских выборах совершенно неприемлемо для Кремля.

Георгий Сатаров, президент фонда "ИНДЕМ":

Я считаю, что Касьянова вполне могут зарегистрировать, но, с другой стороны, это абсолютно непредсказуемо, В любой момент власти могут передумать, поскольку правовой механизм не действует, а работает механизм под названием "шлея под хвост" - может произойти все что угодно. Между тем я не вижу объективных препятствий к тому, чтобы Касьянова зарегистрировали. И можно даже понять, с какой целью власти могут допустить его до президентской гонки - например, чтобы использовать его участие в публичных политических дебатах для того, чтобы вылить на него ушаты грязи.

Анна Карпюк, 14.01.2008


новость Новости по теме