статья Отмщенье, государь, отмщенье

Илья Мильштейн, 12.08.2005
Выступление Владимира Путина. Съемки ОРТ

Выступление Владимира Путина. Съемки ОРТ

"Счет сравнялся: 3:3", – сказала ведущая новостей на НТВ, и это было в точку. В самом деле, некие таинственные польские скинхеды избили в Варшаве троих наших ребят (четвертый был из Казахстана, вроде не в счет), в ответ на московских улицах начали бить польских дипломатов, и вот снова мяч в сетке. В четверг покалечили Павла Решку, репортера газеты "Речь посполита".

Это такой спорт. Невиданный и неслыханный в мировой истории. Погромы, конечно, случались: в той же России после объявления войны в 1914 году граждане патриотично прошлись по немецким лавкам. Но так то был все-таки погром. Явление стихийное, хотя и соответствовавшее общему духовному подъему в тогдашних элитах. А тут – методично, неторопливо, профессионально, по единой схеме. Наверняка с использованием слежки и выбором места, где расправу можно учинить быстро и не слишком опасаясь быть пойманными.

Впрочем, про этот спорт уже доводилось писать: речь идет о национальном позоре. Однако тогда, в мае 2002 года, когда послы целого ряда государств, в основном африканских, выражали протест Игорю Иванову, темой был расизм. Лысые уроды на российских улицах убивали, избивали и калечили чернокожих, превратив свою Родину в южные штаты Америки позапрошлого века. Политика тут была ни при чем, разве что кавказофобия – чеченцы у нас ведь тоже "черные" для определенной части населения, включая продвинутых обозревателей центральных газет. Однако российские скинхеды (равно и польские) газеты читают навряд ли, да и дипотношения РФ с африканскими государствами особой напряженностью не отличаются. Негров на наших улицах били и бьют безо всякой геополитики. За то, что негры.

С поляками иначе. Друга Квасьневского наш гарант возненавидел после того, как тот активно поучаствовал в миротворческой операции по спасению Украины от гражданской войны. Сам Путин в те дни выступал в роли клоуна, перманентно поздравлявшего Януковича со славной победой, – и этого своего унижения, в силу характера, не забыл и никогда не забудет. Он мстил потом полякам с удовольствием и разнообразно. 9 мая не упомянул их среди союзников по антигитлеровской коалиции. Придержал в Москве большую часть архива, связанного с Катынью. Высказывал издевательское недоумение насчет необходимости извиняться за 1939 год: мол, в перестройку извинились разок – и шабаш.

Поляки тоже не молчали. Общественное мнение, отраженное на страницах прессы, выражало российским политикам нескрываемое презрение. Когда в марте убили Масхадова, польский МИД оценил эту "победу" Рамзана Кадырова как "преступление, политическую глупость и большую ошибку" – при молчаливом одобрении всего цивилизованного мира. МИД РФ в те дни едва сдерживался, выражая "непонимание и недоумение" по поводу речей польских коллег. Но случай Масхадова вообще был прискорбен для репутации России, и скандал быстро утих. При этом высочайшая ненависть к Польше накалилась уже до предела.

Однако ждать пришлось долго – аж до конца июля, когда бритоголовые польские наци ограбили и избили детей российских дипломатов. И тут Кремль отыгрался по полной программе, с привлечением самого Путина, гневными нотами и требованием извинений. Антипольская истерия в августе сотрясала все наши департаменты, а профессиональные патриоты в прессе весьма к месту вспоминали о том, как ляхи захватывали Москву и как маршал Пилсудский ненавидел русских. Если бы скинхедов в Польше не было, их следовало бы выдумать.

Кто столь усердно и педантично избивает ныне поляков в Москве – вопрос открытый. Причем я бы не исключал, что открытый этот вопрос прямиком следует адресовать г-ну Патрушеву или г-ну Якеменко, если уж вы так настаиваете, что г-ну Путину его задавать некорректно. Хотя именно президент велел "адекватным образом отреагировать" на варшавский инцидент; адекватность налицо... Но кто бы ни организовывал эти точечные удары, нет сомнений в том, что ксенофобию в Отечестве плодит сама власть.

Антипольский экстремизм вдохновляется официальными заявлениями и комментариями прикремленных политиков и журналистов. Россия при Путине стремительно дичает, превращаясь в какую-то мелкую, злобную, агрессивную, замученную комплексами страну третьего мира. Это опасно прежде всего для нас самих, позволяющих себя позорить. Это постыдно. Однако и неудивительно: поведение государства определяется спецификой всенародно избранного первого лица – его мелочностью, злобой, агрессией, комплексами. Одна надежда в эти дни: месть свершилась, национальная гордость удовлетворена, счет сравнялся – и он наконец угомонится.

Илья Мильштейн, 12.08.2005


новость Новости по теме