статья Бокс идет святой и правый

Дмитрий Шушарин, 08.08.2005
Дмитрий Шушарин

Дмитрий Шушарин

Все жившие в Советском Союзе знали реальную цену дружбы "на вечные времена" внутри Варшавского договора. Это вообще очень странная была организация – имени этого договора. НАТО, например, формировалось по принципам вполне определенным, в соответствии с прописанными нормами и требованиями. Состав же заклятых друзей, volens nolens заключивших договор в Варшаве, определялся исключительно скоростью продвижения советских танков в сорок пятом году. Да и то не полностью - маршал Тито всеобщей участи избежал.

Абсолютной нормой считалась враждебность местного населения при поездках советских граждан в некоторые страны Договора. Особенно это касалось несколько раз замирявшихся Венгрии, Польши и Чехословакии. Писать об этой враждебности на советской бумаге было нельзя. Правда, надо сказать, что и ощущали ее далеко не все совграждане. И у меня при разговорах на эту тему возникал один и тот же вопрос: а не лепится ли совками образ врага для внутреннего, неофициального пользования?

А главное - вопрос "за что нас не любят?" совгражданами не задавался. И ныне в России никого не волнует. Вот принято считать, что не любят. Это часть обыденного самосознания россиян. А поскольку сейчас нашу элиту составляют ограниченные совобыватели, остановившиеся в своем развитии (но не в своих потребностях) в семидесятые годы (ну, может быть, в начале восьмидесятых) прошлого века, то и любое проявление неприязни к России ими не анализируется, а сознательно превращается в событие огромной значимости, подтверждающее их жизненные ценности и установки.

И касается это, увы, не только элиты путинского призыва. Эти только доводят до абсурда, до уровня уличного мордобоя господствующие настроения. Российской элите все еще кажется, что с распадом Организации Варшавского договора Россия "потеряла Центральную Европу". Между тем, если кто-то что-то потерял, то это был Советский Союз, благополучно ушедший в небытие вслед за ОВД. Творцы же нашей внутренней политики, вместо того чтобы почитать хотя бы Милана Кундеру, не говоря уж о признании Катынского расстрела геноцидом и извинений за это и прочие преступления Советского Союза, ведут дело к тому, чтобы теперь уже по-настоящему "потерять Центральную Европу". Они не понимают одного: если Брежнева и СССР боялись, то над Путиным и его политическим режимом смеются.

А потому что действительно смешно. Смешно, когда государство с претензией на членство в G8 выискивает самые мелкие поводы для ссоры с соседями. Когда президент этой страны соревнуется с Жириновским и Рогозиным в том, кто первый сделает из уличного хулиганства casus belli. Уровень пиар-поводов опускается все ниже, а ответы на враждебные акции – все гаже. Это неважно, кто искалечил польского дипломата в Москве: была ли то "народная дипломатия" или "симметричный ответ". Важно, что ответственность за снижение уровня внешней политики России до мордобоя несет глава государства и те, кто насоветовал ему выступить по этому поводу.

Впрочем, если внутренняя экономическая политика сводится к отъему чужой собственности с помощью судов и прокуратуры, то и внешнюю ждала та же участь. Но тут ограничений больше. И последствия сказываются на жизни следующих поколений.

Кстати, польский скандал случился почти одновременно с белорусским. Дмитрий Аяцков наговорил явно лишнего про суверенного батьку Лукашенко. Беда с этой Центральной и Восточной Европой – кто бы мог подумать, что все это всерьез: и распад ОВД и смерть СССР. А теперь еще и СНГ.

Дмитрий Шушарин, 08.08.2005


новость Новости по теме