Великобритания признала Россию участницей Европейской конвенции о пресечении терроризма
С 10 января 2003 года в Великобритании вступило в действие постановление заместителя министра внутренних дел страны о признании России участницей Европейской конвенции о пресечении терроризма от 27 января 1977 года. Об этом сообщает РИА "Новости" со ссылкой на информированные источники в Лондоне. Теперь все возникающие в отношениях между Соединенным Королевством и Россией вопросы, регулируемые конвенцией, должны решаться сторонами в соответствии с положениями этого международно-правового документа.
В частности, по мнению британских экспертов (их имена РИА "Новости" не приводит), теперь любой находящийся в Великобритании российский гражданин, подозреваемый в терроризме, в том числе и Ахмед Закаев, не сможет избежать экстрадиции.
Как отмечают цитируемые агентством эксперты, английская сторона согласилась с тем, что непризнание России участницей важнейшей антитеррористической конвенции было "непонятным, чисто техническим упущением", на которое обратили внимание в связи с делом Закаева.
Несмотря на это постановление, утверждают анонимные эксперты, процесс выдачи Закаева может затянуться и продлиться больше года.
Вместе с Россией участниками конвенции признаны еще 14 стран, в том числе Украина и Молдавия.
Комментарий
В хорошем хозяйстве все пригодится. Российский информационный официоз нередко использует испытанные наработки советского времени. Тогда, например, в сводках ТАСС и АПН на газету американских коммунистов ссылались так: "Американская печать сообщает, что…" А если не мог помочь и товарищ Гэс Холл со своим маленьким печатным органом, употреблялся такой оборот: "В авторитетных американских кругах полагают, что…" Теперь РИА "Новости" (а также Интерфакс), извещая россиян о том, что отныне никаких проблем с выдачей Закаева не будет, ссылаются на неких британских экспертов. Почему эти эксперты, комментируя обстоятельства нашумевшего судебного дела, в котором нет ни секретных, ни "деликатных" аспектов, отказались назвать свои имена и должности – бог весть. Впрочем, наши агентства о таком отказе и не говорят. Предполагается, что потребитель информации поверит и в существование этих тайных знатоков британского права, и в то, что они якобы утверждают. На самом деле вряд ли британское признание России в качестве участника европейской антитеррористической конвенции влечет за собой автоматическое удовлетворение всех требований Москвы об экстрадиции подозреваемых в терроризме. Британские суды наверняка будут по-прежнему интересоваться обоснованностью обвинений, выдвигаемых против этих людей, и выявлять при этом фактические обстоятельства, в том числе и не самые приятные для кремлевских борцов с террористической угрозой. Это относится прежде всего к делу Ахмеда Закаева, очередное заседание по которому в лондонском магистратском суде состоится завтра, 31 января.
Дословно
Ванесса Редгрейв
(О знакомстве с Закаевым)
Вам не нужно знать, каким образом это произошло. С января этого года он был моим гостем в Англии – вот все, что вам следует знать.
Неужели кто-то серьезно может говорить об обвинениях, предъявленных Закаеву? Я очень хорошо помню 77-й год, когда Вацлав Гавел был помещен в чешскую тюрьму на 4 месяца и против него выдвигались такие же почти обвинения, как против Закаева в России. Посмотрите – теперь Гавел стал президентом Чехии.
Я думаю, что, когда мы выиграем суд здесь, в Англии, российские власти решат, что им нужно отозвать запрос, остановить всю эту суету. Они решат сами остановиться.
"Намедни" (НТВ), 08.12.2002
Статьи по теме
Имитация экстрадиции
Сегодня в лондонском суде возобновляются слушания по делу о выдаче Ахмеда Закаева. После датского конфуза российская Генпрокуратура старается вести себя цивилизованно.
Егеря снова останутся ни с чем
Состоялось заседание окружного суда Центрального Лондона по "делу Закаева". Маховик британского правосудия сделал первый оборот - суд установил имя подсудимого, его адрес и предъявил ему список из 10 обвинений, которые выдвигает против него российская сторона. После чего был объявлен перерыв до 9 января. Изучать список Ахмед Закаев будет на свободе.
Экстрадиция не в английской традиции
Освободившись из копенгагенской тюрьмы, Ахмед Закаев направился в Лондон. Здесь ему предстоит явиться в суд, где будет рассматриваться российское требование о выдаче "международного террориста". В Генпрокуратуре уже пакуют для отправки в Великобританию свежеиспеченные доказательства причастности Закаева к убийствам, терактам и похищениям. Однако вряд ли английские судьи окажутся более впечатлительными и менее трезвомыслящими, чем датские.
Нерусский стандарт
Отказ Дании выдать российским властям Ахмеда Закаева был предсказуем. Предсказуемой оказалась и отечественная реакция на это событие. Представители МИДа, Генпрокуратуры, КПРФ единодушно заявляют, что принятое в Копенгагене решение продиктовано "двойным стандартом". В самом деле: разве можно заниматься юридическим крючкотворством, когда речь идет о борьбе с международным терроризмом? Был бы человек, а дело найдется! Но в Европе правовые стандарты и в самом деле иные, чем в России.
И не хочется, и колется, и прокурор велит
"Да будет слово ваше: "да, да", "нет, нет", а что сверх того, то от лукавого". Так сказано в Нагорной проповеди. Несчастный архимандрит Филипп, побывавший шесть лет назад в чеченском плену, а ныне оказавшийся под прокурорским прессом, на вопрос о том, давал ли он показания против Ахмеда Закаева, вынужден отвечать: "Есть показания о неразглашении показаний".
Европа не хочет выдать этого человека
Английская актриса и общественная деятельница Ванесса Редгрейв обратилась к властям Дании с призывом освободить Ахмеда Закаева из заключения и дать ему возможность выехать в Великобританию. Под этим обращением подписались многие политики, правозащитники, деятели культуры из многих стран мира, в том числе из России. А один лидер думской фракции даже приложил к своей подписи в защиту Закаева объяснительную записку.
России не дают собрать своих сыновей
Генеральный прокурор России, скрывая оскорбленное самолюбие, передал датским властям дополнительные материалы по делу Ахмеда Закаева. Москва надеется, что Копенгаген все-таки согласится с ее требованием о выдаче масхадовского представителя. Скандинавская несговорчивость вызывает в Кремле искреннее недоумение: ведь экстрадиция Закаева была бы так выгодна в политическом отношении! Но именно этот аргумент и настораживает наших западных партнеров.