Самолет с Евкуровым прилетел в Москву
Самолет МЧС с раненым президентом Ингушетии Юнус-Беком Евкуровым на борту прилетел в Москву. Как сообщил РИА "Новости" пресс-секретарь Евкурова Калой Ахильгов, "самолет только что приземлился". Самолет приняли в аэропорту "Внуково".
Как сообщает ИТАР-ТАСС, в аэропорт Владикавказа Евкурова доставили на реанимобиле. Ранее его прооперировали в Назрани. По словам Ахильгова, перед отправкой в Москву Евкуров пришел в сознание. Врачи оценивают его состояние как тяжелое, но стабильное.
Как сообщает ИТАР-ТАСС, в результате теракта Евкуров получил черепно-мозговую травму, также у него сломаны ребра. Как рассказал РИА "Новости" Ахильгов, у Евкурова осколочное ранение печени, ранение височной части головы, сотрясение мозга и ожог. В правительстве Ингушетии уточняют, что президент получил закрытую черепно-мозговую травму, разрыв печени, перелом третьего, четвертого ребер и травму легкого, а также термический ожог лица, верхних и нижних конечностей и травматический шок.
Пока в Москву перевезли только Евкурова, остальные раненые остались в Назрани. В результате подрыва заминированного автомобиля два человека из сопровождения президента погибли, трое получили ранения.
Обязанности президента Ингушетии временно исполняет глава правительства республики Рашид Гайсанов. Как сообщил РИА "Новости" источник в Кремле, Гайсанов располагает всеми необходимыми полномочиями для осуществления руководства республикой. И.о. президента уже заявил, что ситуация в республике "стабильная и полностью контролируется". В Назрановском районе Ингушетии введен режим контртеррористической операции.
Президент Дмитрий Медведев поручил Гайсанову усилить меры безопасности в республике и обеспечить бесперебойную деятельность всех органов местной власти.
Покушение на президента Ингушетии Медведев считает следствием "той работы, которую вел и ведет президент соседней республики, близкой, братской республики по наведению порядка, уничтожению бандитов". "Я считаю, что эта работа должна быть продолжена, для того чтобы те, кто такого рода действия совершают, понимали, что ответ будет прямой и жестокий", - добавил Медведев. Он поручил главе Чечни Рамзану Кадырову усилить борьбу с террористическими проявлениями.
Глава правительства Владимир Путин сравнил организаторов покушения с нацистами. "Те, кто организовали теракт в день начала Великой Отечественной войны, встали в один ряд с нацистами", - заявил премьер на заседании президиума правительства.
Покушение на президента Ингушетии было совершено в понедельник примерно в 8.30 мск. Бомба сработала, когда глава республики ехал на работу по федеральной автотрассе "Кавказ" из Назрани в Магас. По данным прокуратуры Ингушетии, совершил подрыв террорист-смертник. Он медленно ехал у обочины в автомобиле Toyota Camry. На машине были московские номера, в Москве она числилась в угоне. Когда с террористом поравнялся президентский кортеж, он подорвал себя. Как сообщает РИА "Новости", бомба в багажнике автомобиля была начинена металлическими элементами, увеличивающими поражающее действие.
Мощность взрыва составила, по разным оценкам, от 70 до 200 килограммов в тротиловом эквиваленте. Все четыре машины президентского кортежа получили повреждения. Бронированный "Мерседес" Евкурова сильно обгорел. Детали "Тойоты" и фрагменты тела смертника были разбросаны на большой территории.
Для контроля над расследованием преступления в республику вылетели главы российских МВД, прокуратуры и СКП Рашид Нургалиев, Александр Бастрыкин и Юрий Чайка, а также полпред президента в Южном федеральном округе Владимир Устинов. Все они уже побывали на месте теракта. Как заявил журналистам официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин, основная версия - "преступление совершено членами незаконного вооруженного формирования с целью дестабилизации обстановки в республике".
Покушение на Евкурова произошло в день пятой годовщины нападения на Ингушетию отряда боевиков под командованием Шамиля Басаева. В ночь на 22 июня 2004 года боевики напали на РОВД Назрани, погранотряд, тюрьму, оружейный склад внутренних войск, воинскую часть и стационарные посты ДПС. Погибли 78 человек, в том числе 35 милиционеров и пять работников прокуратуры, 114 человек получили ранения.
Комментарий
Юлия Латынина, журналист:
Случившееся можно расценить как начало летней кампании боевиков. Это признак того, что Евкуров представляет для боевиков серьезную угрозу, что он действительно с ними борется. И борется он одновременно по трем фронтам: первый - он реально искореняет коррупцию, которая является материальной базой и для боевиков, потому что все зязиковские чиновники платили боевикам. Это не утка, не клевета, это то, что чиновники сами признавали в мечетях - когда Зязикова уволили, они разводили руками и говорили: да, мы платили, иначе бы нас убили.
Следует понимать, что быть боевиком в Ингушетии - это довольно прибыльный бизнес; не такой, конечно, прибыльный, как грабить бюджет, но тоже достаточно прибыльный. Так что помимо дела Аллаха там есть вполне конкретные материальные соображения и вполне конкретные проблемы, которые возникают у боевиков в связи с тем, что у них из-за президента Евкурова иссякла материальная база.
Второе: Евкуров действительно наносит по боевикам точечные удары. В отличие от прежней ситуации, когда, стреляя в любого человека, силовики говорили, что попали в боевика, сейчас можно только сказать, что когда Евкуров уезжает из Ингушетии, силовики нет-нет да кого-нибудь пристрелят не того: кот из дома - мыши в пляс. Но Евкуров жестко контролирует все операции, и случаев, когда убили человека, не причастного к боевикам, мне трудно вспомнить за последние два месяца.
Третье: с боевиками велись переговоры о том, что желающие могут вернуться к мирной жизни или уехать. Понятно, что это тоже не устраивает ни лидеров боевиков, ни силовиков. Трудно сказать, кого это устраивает меньше. Я хочу напомнить эпизод, с которого начались покушения на Евкурова, - декабрь 2008 года, когда Евкуров должен был встретиться с человеком по имени Магомед Аушев - правой рукой лидера ингушских боевиков Магаса. Этому предшествовали другие встречи Евкурова с боевиками или их представителями. На эти встречи он отправлялся один или с братом - такая вот отмороженная храбрость человека, потому что понятно, что боевики могли его просто пристрелить. Он должен был встретиться, насколько я знаю, с Магомедом Аушевым, в связи с этим начался интенсивный радиообмен, Аушев считался мертвым, а на самом деле прятался в Барсуках, и вот при встрече с президентом его силовики хлопнули. А буквально через полтора месяца после этого в Ингушетию заехали трое боевиков с тонной взрывчатки, чтобы устроить масштабный теракт, судя по всему, взорвать и президента вместе со всеми остальными. Случайно они были обнаружены.
Евкуров действительно крайне интенсивно борется с боевиками, что ему гораздо сложнее, чем Кадырову, потому что Кадыров - это человек, который всех боевиков знает и может сказать: ребята, все, давайте опять служить мне. А Евкуров этого сказать не может. Кроме того, Кадыров имел дело с боевиками, которые боролись за свободу Чечни, а Евкуров имеет дело с ваххабитами, борющимися за торжество дела Аллаха. Ему действительно на порядок сложнее. Помимо боевиков, Евкуров должен как-то сдерживать аппетиты российских силовиков, которых совершенно не устраивает, когда приходится работать по опасным точечным целям вместо того, чтобы получать звездочки за массовые убийства.
В этих условиях Евкуров, на мой взгляд, сделал для Ингушетии гораздо больше, чем можно было ожидать. Гораздо меньше, чем нужно, потому что там крайне запущенная ситуация, но больше, чем можно было ожидать.
Николай Силаев, старший научный сотрудник Центра кавказских исследований МГИМО:
Судя по тем новостям, которые приходят из Ингушетии с момента, когда президентом стал Евкуров, можно сказать, что с одной стороны, спецопераций против боевиков стало не меньше, если не больше, а с другой стороны, гораздо меньше стало скандалов, связанных с гибелью людей, заведомо не виновных в результате спецопераций, с исчезновением людей, и т.д. На мой взгляд, это свидетельствует о каком-то повороте, насколько устойчив и серьезен этот поворот – я не знаю, но тем не менее он все-таки произошел.
Одно то, что Евкуров добился прекращения того внутреннего конфликта, который существовал в республике во время президентства Зязикова, я имею в виду противостояние небольшой группы оппозиции (Сайт Ингушетия.ру – Ред.) и президента, это было большой заслугой. Он этого добился. Что касается борьбы с коррупцией, пока трудно говорить о каких бы то ни было устойчивых результатах. Самое главное, что борьба с коррупцией все равно ведется в режиме ручного управления, т.е. не за счет каких-то системных решений, а за счет решений кадровых, решений административных. Видимо, Евкурову таким путем удастся снизить уровень коррупции, но вопрос о том, насколько это улучшение будет системным, остается открытым.
Мне кажется, что Евкуров – это одно из самых удачных, если не самое удачное кадровое решение Москвы на Северном Кавказе. Но проблема в том, что те успехи политики Кремля в регионе, которые в последние годы наметились – я имею в виду назначение Арсена Канокова президентом Кабардино-Балкарии, назначение Юнус-Бека Евкурова, в меньшей степени – новый президент Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев – все эти постепенные сдвиги и улучшения происходят за счет кадровых решений, но не за счет решений институциональных. И эта особенность делает эти успехи уязвимыми. В свое время гибель Ахмата Кадырова стала для Чечни и для чеченского урегулирования переломным моментом, так и здесь все слишком зависит от этого человека – сколь бы талантливым и порядочным он ни был, это еще не есть гарантия достижения прочного результата.
Если говорить о сегодняшнем покушении, это очередной сигнал о том, что успехов надо достигать за счет более прочных механизмов, за счет институциональных механизмов.
Магомед Хазбиев, член экспертного совета при уполномоченном по правам человека в России:
Конечно, с политикой силового решения вопросов я не соглашусь никогда. Убийство ингуша – любого, кем бы он ни был, – не могут оправдать никакие блага на земле. Никакие перспективы республики не сравнятся с ценностью жизни ингуша, нас и так мало, и нас убивают каждый день.
Но Юнус-Бек Евкуров от своего предшественника Мурата Зязикова отличается как небо от земли – мужеством, чувством долга, всем отличается. Он борется с боевиками и с коррупцией, это правда. Любой взрыв, любой теракт и сегодняшнее покушение на президента – это плоды политики Зязикова. Гражданскую войну в республике начал он, обворовывал федеральный бюджет тоже он, и ни для кого не секрет, что Мурат Зязиков лично спонсировал боевиков.
У всего, что творится в республике, один след – Мурат Зязиков. И за покушением на Евкурова, конечно, могут стоять "абстрактные" боевики, но кто этих боевиков породил, кто довел ситуацию в республике до критической? Почему мировое сообщество или хотя бы Россия не дают оценку действиям преступника, который начал все это?
Справка
Покушение на Юнус-Бека Евкурова: заявление "Мемориала"
Утром 22 июня 2009 года в Ингушетии террорист-смертник, управлявший начиненной взрывчаткой машиной, совершил покушение на Президента республики Юнус-Бека Евкурова. В результате Евкуров и несколько сопровождавших его лиц были ранены, один человек погиб.
Юнус-Беку Евкурову досталось тяжелое наследство от предыдущего президента Мурата Зязикова. Вооруженное подполье объявило настоящую войну властям республики. "Силовики" в ходе "контртеррористических операций" систематически нарушали закон и попирали права человека, не проводя грань между противником и гражданским населением. Власть оказалась оторвана от народа, отказываясь от диалога с возникшим массовым общественным движением. Небывалых размеров достигла коррупция. Эта ситуация вполне закономерно сложилась за годы президентства Зязикова, который открыл республику для "контртеррористических операций" федеральных силовых структур. Боевой офицер Евкуров, сменивший "паркетного чекиста" Зязикова, имел опыт руководства большим числом людей и ответственности за этих людей. За восемь месяцев трудно разобрать завал проблем, накопившихся за восемь лет. Однако уже очевидно, что Юнус-Бек Евкуров намерен в корне изменить стиль руководства республикой.
Республиканское руководство прилагало немалые усилия к тому, чтобы изменить стиль и методы работы власти в продолжающемся противостоянии с вооружённым подпольем, исключить нарушения законодательства в ходе "контртеррористических операций", поставить их под общественный контроль, проведя при этом чёткую грань между воюющими сторонами и гражданским населением. Евкуров предпринял шаги для уменьшения разрыва между народом и властью, многие известные деятели оппозиции оказались во властных структурах. Президент последовательно стремится к тому, чтобы общество поверило: государственные структуры защищают гражданское население. У народа Ингушетии, зажатого между двумя источниками насилия, между властью и подпольем, появился шанс выйти из этого тупика. Наконец, президент начал борьбу с коррупцией. Эта модель власти отличается от тех, которые реализованы в Чечне, где для подавления подполья установлен тотальный контроль над обществом, или в Дагестане, где за фасадом контртеррора продолжается противостояние коррумпированных кланов.
Юнус-Бек Евкуров и его политика не устраивают многих. Попытка Евкурова опереться на общество лишает вооружённое подполье мобилизационной базы. Столь же неудобен он и для коррумпированных представителей власти и силовых структур.
Мы выражаем сочувствие пострадавшим и их родственникам.
Мы надеемся, что Юнус-Бек Евкуров в ближайшее время сможет вернуться к работе.
Дословно
Геннадий Гудков
Евкуров пересек дорогу очень многим коррупционерам и преступникам, которые извлекали преимущество из той ситуации, которая в Ингушетии была. Его правильные и грамотные действия привели к тому, что ситуация стала меняться и он пользовался поддержкой народа. Он начал наводить порядок, который не понравился людям, бесцеремонно грабящим народ. Ему отомстили те, кто почувствовал, что его действия задевают их материальные интересы. Таким образом они решили дестабилизировать ситуацию в республике. Евкурову сейчас надо помочь встать в строй. Это первое. А второе, нужно провести тщательное расследование. И, естественно, усилить агентурно-оперативные, розыскные меры по наведению порядка в республике.
ГТРК "Голос России", 22.06.2009
Дмитрий Медведев
Сегодня произошло преступление - акт посягательства на жизнь президента Ингушетии. Это, конечно, следствие той работы, которую вел и ведет президент соседней республики, близкой, братской республики по наведению порядка, уничтожению бандитов. Я считаю, что эта работа должна быть продолжена для того, чтобы те, кто такого рода действия совершают, понимали, что ответ будет прямой и жестокий.
"Эхо Москвы", 22.06.2009