Брань на воротах повисла
Гельман примет решение о судьбе выставки "Духовная брань"
Галерист Марат Гельман примет решение о дальнейшей судьбе выставки Евгении Мальцевой "Духовная брань", вызвавшей возмущение православных активистов, по возвращении в Москву на следующей неделе, сообщает "Радио Свобода". Гельман заявил, что не имеет отношения к выставке, организатором которой является фонд "Россия для всех". При этом Гельман считает, что выставка "имеет право на существование". Выставка проходит в галерее Гельмана на "Винзаводе".
В пятницу неизвестные сообщили о бомбе, заложенной в выставочном комплексе "Винзавод". Позднее кинологи сообщили, что взрывного устройства не обнаружено.
Накануне на открытии выставки казаки и православные активисты устроили беспорядки. Сотрудники ОМОНа задержали несколько активистов и казаков, у одного из которых в руках была нагайка. Несколько раз в толпе завязывались потасовки. По словам гражданского активиста Олега Васильева, православные оказывали сопротивление при задержании и дрались с полицейскими.
К казакам присоединилась ведущая телепрограммы "Луч Света" на НТВ Светлана Курицына, известная больше как Света из Иванова. По словам активиста Тимура Хорева, она показала свой нательный крестик и сказала православным активистам, что она с ними.
Ранее глава Синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин считает, что экспонаты выставки, стилизованные под образы участниц Pussy Riot, оскорбляют почитаемый христианами священный символ. "Я не видел экспонатов, я видел только одно изображение в Интернете. На мой взгляд, оно оскорбляет почитаемый христианами священный символ - икону Спасителя. Как известно, нимб с крестом может изображаться только на Его иконе, в то время как там изображена молодая особа - лица ее мне разглядеть не удалось. Некоторые утверждают, что это одна из участниц печально известной панк-группы", - сказал Чаплин.
"Если это действительно образ кощунницы, сочетающийся с элементом иконы Христа, то это как раз антихристианский образ, и нужно серьезно изучить вопрос, нет ли здесь оскорбления чувств верующих людей, то есть как минимум административного правонарушения", - сказал Чаплин.
Ранее секретарь патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон Шевкунов назвал выставку "актом циничного террора" в отношении русской культуры. Православный активист Дмитрий Цорионов по кличке "Энтео" призвал своих соратников сорвать открытие выставки.
Организатор и идеолог выставки, коллекционер Виктор Бондаренко, в свою очередь, заявил, что автор выставки "Духовная брань" для создания своих произведений не использовала предметы культа. По его словам, Евгения Мальцева - девушка верующая. "Это искусство, но мы претендуем и на то, что это поиск новых религиозных образов, которые нужны для современных людей. Иконы не подписаны, названий нет, лишь надпись "Икона1", "Икона2" и т.д.", - рассказал Бондаренко РИА "Новости". "Мы же не в храм Христа Спасителя пришли, а делаем выставку в центре современного искусства. Если кому не нравится, пусть не смотрит", - добавил он.
В мае этого года в Краснодаре казаки и православные активисты сорвали открытие выставки "Icons", организованной Маратом Гельманом. На акции протеста были задержаны 15 человек. Их отпустили после составления протоколов по административной статье о несанкционированном митинге. Около 20 активистов заблокировали вход в Краснодарский выставочный зал, протестуя против "гельманизации Кубани". Среди них были представители казачества, православных организаций, члены ЛДПР и КПРФ. Один из протестующих избил журналиста "Новой газеты" Евгения Титова.
В июле 2010 года Марат Гельман не стал повторять выставку "Запретное искусство". Ранее он пообещал повторить выставку у себя в галерее, если суд признает ее организаторов Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова виновными в разжигании религиозной розни. "Мне позвонили из зала суда и сообщили, что Ерофеев и Самодуров приговорены к выплате штрафа, я считаю, что в той ситуации, которая сложилась, это хороший результат", - сказал Гельман. По его словам, "общество должно извлечь из этого урок для себя, кураторы тоже". "Когда человек был под угрозой срока, говорить об отношении к этой выставке было невозможно, и обсуждать, правильно это или нет, теперь нужно детально рассмотреть ситуацию, обсудить ее холодно и отрешенно", - заявил тогда Гельман.