Митрополит Кирилл: Показ "Кода да Винчи" оскорбляет религиозные чувства
Русская православная церковь считает фильм "Код да Винчи" глубочайшим оскорблением религиозных чувств, сравнимым с разжиганием религиозной и национальной розни. Как передает РИА "Новости", об этом заявил председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Кирилл.
"Этот фильм является глубочайшим оскорблением наших религиозных чувств, - сказал митрополит. - Это делают не мусульмане, не иудеи, не индуисты, а люди, которые вне всякой религиозной традиции. И они позволяют себе оскорблять религиозную традицию под предлогом свободы".
Митрополит Кирилл напомнил о "кощунственной выставке" "Осторожно, религия". По его словам, когда верующие разгромили эту выставку, в обществе возникла дискуссия о правомерности такого протеста, и абсолютное большинство россиян заявили о недопустимости оскорбления религии, святыни, национальности.
Комментарий
Быстрота реакции не принадлежит к числу достоинств верхушки РПЦ. "Код да Винчи" уже неделю шествует по российским экранам, против показа нашумевшего фильма успели высказаться даже мусульманские священнослужители. И вот один из ведущих православных иерархов, так сказать, задрав рясу, устремился вдогонку за муллами.
По существу заявление митрополита Кирилла основано на подмене понятий. Вольная трактовка священных для верующего образов и сюжетов может кем-то восприниматься как святотатство - но отнюдь не является разжиганием религиозной розни. Впрочем, еще до митрополита эту подмену понятий допустила российская светская власть: хулиганы, разгромившие выставку "Осторожно, религия!", остались безнаказанными, а организаторы этой выставки подверглись уголовному преследованию по 282-й статье УК. Этот правовой - а точнее, антиправовой - прецедент не прошел бесследно. И теперь митрополит прозрачно намекает, что санкционированный государством погром может повториться по случаю демонстрации "Кода да Винчи".
Характерно, что, говоря о "кощунственном" фильме, православный иерарх указывает на недопустимость оскорбления не только "религии и святыни", но и "национальности". Казалось бы, при чем тут национальность: разве христианство не универсальная религия? Но в последнее время официальное православие в нашей стране все больше отождествляется не с мировой христианской, а с национальной русской традицией. Однако такая переориентация чревата большими трудностями. В русской культуре есть немало такого, что неприемлемо для религиозных ортодоксов. В "Коде да Винчи" святотатства не больше, чем, например, в "Гавриилиаде", "Воскресении" и "Мастере и Маргарите". Может быть, наши инквизиторы после Дэна Брауна и Рона Ховарда займутся Пушкиным, Толстым и Булгаковым?
Николай Руденский
Дословно
cвященник Димитрий Спиридонов (1877-1938)
Под именем святотатства (Sacrilegium) у римлян понималось несколько различных деяний. В жизни христиан можно было установить следующие из них: 1) оскорбление sacrorum (богов, принадлежностей культа); 2) оскорбление sanctorum (государственных законов); 3) sacrosanctorum (лица и воли императора) и 4) участие в иноземном культе. Такое развитие понятия святотатства объяснимо лишь ввиду религиозно-политического консерватизма римлян, нашедшего полное выражение в совете Мецената Августу: "Непременно и всегда почитай богов по отеческим обычаям и всех заставляй это делать. Вводящих какие-либо новшества в вере преследуй презрением и казнями не только из благоговения к богам — ведь тот, кто отверг их, никого не поставит выше себя, — но и потому, что такие люди, вводя новые божества, привлекают толпу к чужеземным законам. Отсюда происходят заговоры, союзы и тайные общества, столь пагубные для единоличного управления. Итак, никому да не будет позволено ни отвергать богов Империи, ни предаваться волшебству".
Митрополит Кирилл
Если позволять оскорблять религию, то невозможно удержать людей и от межнациональных конфликтов - начинают убивать и калечить друг друга по признаку национальности.
РИА "Новости", 25.05.2006