ugarov: Блог
Весна, приходи!
6 апреля на Пушкинской площади пройдет акция в защиту "узников 6 мая".
В 15.00 - площадной театр "Весна, приходи!". Автор пьесы Елена Гремина.
Эта протестная акция Театра.doc - не просто представление. Это площадной театр, посвященный "узникам 6 мая". Как в любом площадном театре, там в комическом ключе, очень броском и грубом, раскрывается фальсификация Болотного дела.
В площадном театре не бывает злодеев - бывают комические персонажи: омоновцы, судьи, следователи и т.д. Это люди, над которыми нужно смеяться, и это здоровая реакция.
Это было прошлой весною
Было 6 мая
В это трудно поверить
Но трава зеленела
В воздухе пахло весною
И даже светило солнце
Как же это случилось?
Кто украл наше лето?
Отчего снег не тает?
Отчего весна не приходит?
Наше обращение к обществу
Я думаю, что наше обращение будет абсолютно эффективным. Я не знаю, как это повлияет на судебную историю. Все же судебная система в России – это стол заказов. Что заказали, то они и исполняют. Но на общество наше обращение повлияет, в этом я уверен.
Обращение подписало больше ста человек, причем среди подписантов есть люди, с которыми мы в принципе раньше не могли соединиться. А в этом списке они тоже находятся, что я считаю серьезным индикатором.
Я был удивлен наличием в списке некоторых людей. Я подписывал обращение, когда там было совсем немного фамилий. И вот сегодня утром увидел все – и мне было очень приятно. Вероятно, участие многих лояльных власти людей в этой истории обусловлено тем, что история эта вопиюще очевидна и что уж очень погано ведут себя патриархия и Следственный комитет.
Я вижу, что до актеров и писателей постепенно доходит, что они не могут требовать казни - могут только помилования требовать. По роду деятельности своей, по мировоззрению. Это осознание происходит сейчас, меняется отношение этих людей.
При этом, заметьте, не все подписавшиеся одобряют поступок девушек, но речь сейчас о другом – о судебной истории Pussy Riot.
Театру.doc 10 лет
В 2002 году группа драматургов сняла помещение в подвале жилого дома в Трехпрудном (в этом доме тогда жила одна из компании, драматург и сценарист Ольга Михайлова). Ремонт делали своими силами. Сцену соорудили Иван Вырыпаев и Максим Курочкин из щитов ДСП, найденных на помойке.
Вывеску театра не так легко разглядеть, но зрители все же находят театр
Драма на прослушке
Мы, Театр.doc, едем на «Последнюю осень» и везем туда очень интересную и важную работу. Все наши участники сказали, что им интересно посмотреть на этот форум, послушать, что там говорят. Кто-то хочет даже остаться после нашего выступления и участвовать дальше. Представительство театра, можно сказать, будет массовое.
А везем мы фрагмент незаконченной работы, это будет рабочий показ. Представим мы текст Сергея Соколова, журналиста «Новой газеты», который называется «Разговоры на кухне за два дня до ареста».
Это подлинные разговоры – расшифровка записей прослушки квартиры, где жили Никита Тихонов и Евгения Хасис. То есть это абсолютно документальная вещь. Расшифровка была озвучена на суде по делу об убийстве Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой и в Интернете есть. Так что мы тут не нарушаем, как мне кажется, прав Тихонова и Хасис - или, по крайней мере, не первые нарушаем. Но это очень важная, интересная вещь.
Показ состоится на форуме 1 октября, но, повторюсь, это будет абсолютно рабочий фрагмент, потому что работа над полноценным спектаклем сейчас только в середине своего процесса.
Дело Магнитского: виновные названы
Смешно, ведь еще вчера говорили: мы не можем назвать имена обвиняемых в гибели Магнитского. Но мы отлично знаем все эти имена из списка сенатора Кардина. И вот рабочие группы президентского совета по правам человека повторили эти фамилии. Хорошо, что дело не кончится тем, что осудят только медиков.
По моему мнению, дело Магнитского - крупнейший уголовно-коррупционный скандал десятилетия. Тут есть признаки мафии. В одной связке оказались Следственный комитет, Генпрокуратура, управление экономической безопасности ФСБ, Мосгорсуд, тюремные врачи... Я уж не говорю про одиозный Тверской суд Москвы, который выносил заведомо неправовые решения.
Возникает страшная картина: выстраивая вертикаль власти, Путин не мог не понимать, что это путь к коррупции. Значит, для того и делалось, а не для улучшения жизни людей.
Я очень включился в эту историю во время работы над спектаклем "Час восемнадцать". Я не кровожадный человек, но мне очень хочется, чтобы в тюрьме оказался следователь Сильченко - это настоящий упырь. Я хочу, чтобы сели бывший замминистра внутренних дел Аничин, Виноградова из Следственного комитета. Хочу не ради себя, а ради Натальи Николаевны Магнитской.
А про судей Тверского суда впору песни слагать. По-моему, этот суд надо расформировать. Вот уж кто рождает правовой нигилизм.
Драматурги о репрессиях. Продолжение
В Театре.doc продолжается акция в защиту Владимира Некляева, политического заключенного в Белоруссии. В защиту тех, кто сейчас в тюрьме - в Белоруссии и России. Против незаконных арестов оппозиционеров 31 декабря в Москве.
В принципе можно по-прежнему делать вид, что ничего не происходит. И в 30-е годы были те, кого совсем не коснулись репрессии, они были молоды и влюблены и совершенно не согласны с тем, что это подлое и темное время. Пока тебя не засунули в автозак или не возбудили уголовное дело на основе постов в ЖЖ, по большому счету ты ни при чем. Ну так и занимайся своим делом.
И главное - молчи. Во-первых, это благоразумно. Во-вторых, дальновидно. Потому что ежели вдруг что, всегда можно сойти за своего. Дескать, всей душой и телом гнулся вместе с линией... ну или какая там риторика будет – вместе с вертикалью власти.
А если молчать не получается, то ты хрюкни, как в «Чонкине». Только не формально, конечно, хрюкни, а с удовольствием, от души.
Найди доводы в пользу нового срока Ходорковского. Что он вор, что недрами торговал, что он еврей, в конце концов.
Поверь, что избитого поэта Владимира Некляева белорусские кагэбэшники унесли из реанимации для его же блага и на законных основаниях.
Не сомневайся, что Химкинский лес надо вырубить и дорогу построить, а центр Питера снести к чертовой матери, чтоб освободить место для современной архитектуры.
И журналистов, которые пытаются докопаться до того, что знать никому не положено, надо отстреливать заранее, сразу на выходе с соответствующего факультета.
Если хрюкать все же не получается, можно уехать. Дети постепенно забудут русский язык и начнут стесняться того, что они эмигранты. А ты будешь проклинать власти, врать, что наконец-то свободен, перечитывать русскую классику и дико хотеть вернуться обратно.
А если все вышеперечисленное вам не подходит, то я даже не знаю, что делать. Я в полной растерянности, если честно. Вот я, лично я, понимаю, что в моей стране наступает фашизм. Как и в Белоруссии. Что инакомыслие возможно только на уровне кухни или каких-то локальных точек, куда еще не дотянулись клешни – несколько радиостанций, сайтов и театров. Мы их все знаем. Что людей убивают на улице за неформатную внешность – черные волосы, раскосые глаза. И тысячи это поддерживают. Что от власти этой мы не избавимся, даже если очень захотим. Что частной собственности не существует. Что моя жизнь ничего не стоит. Что мне могут пришить любое дело – что я японский шпион, или нефть украла, или убийца по громкому делу, или экстремистка – и никто ничего не докажет, как в случае с Сергеем Магнитским. Что милицейский беспредел – это и есть репрессии нашего времени. Что снова роем котлован, и под собою не чуем страны, и промолчи, попадешь в палачи... Ну да, да, понимаю, а дальше – что?
Наверное, все, что я могу сейчас – это публично выразить свое возмущение. Но этого чертовски мало.
Репрессии глазами молодых драматургов
В Театре.doc продолжается акция в защиту Владимира Некляева, политического заключенного в Белоруссии. В защиту тех, кто сейчас в тюрьме - в Белоруссии и России. Против незаконных арестов оппозиционеров 31 декабря в Москве.
Докладываю. Я могу и люблю молчать. Все оправдания молчанию в острых человеческих ситуациях – мне известны, прожиты, некоторые изобретены мною лично. Докладываю: если даже такая заторможенная личность, как я, пытается говорить - это плохой знак для парней-правителей. Никаких эмоций, никаких преувеличений, просто информация: очень плохой знак.
Разумеется, это не предостережение, не наивная попытка коммуникации, это всего лишь еще более наивная старинная игра в «не цураймося, признаваймося». Просто информация: гражданин Украины, живущий в России, недоволен тем, во что превратились дорогие ему страны.
Путин, Лукашенко, Янукович – несправедливое созвездие. Звезды одной школы, братья и взаимные порождения. Что я чувствую к ним? Презрение к тайным убийцам, явным провокаторам, мстительным воришкам? Да, это есть - законные чувства. Жалость – это тоже! Так мстить, так скрываться, так возноситься... дети! Такие аресты, такие пытки, такие дружбы, дворцы, такие приговоры – так кричат от боли и ужаса маленькие, запертые в спортивных и не очень торсах: лишенные достаточной любви, нужных и вовремя книг, бесед, вброшенные в мир враждебный и тоскливый.
Нельзя так бояться соревнований! Все талантливы, талантливы и они в чем-то. Пусть ищут себя, пока не найдут. Но в искусстве умножения счастья они провалились. Мир равных, мир ярких, мир чудесных противоречий – невнятен им. Это – профнепригодность!
Но мир добрее, чем знают они. Даже сейчас еще не поздно мимикрировать, еще есть время спастись с комфортом. Всех политическим заключенным – свободу немедленно! Прекратить бить людей! Человек неприкосновенен весь – почему в криминальных репортажах жулики всегда с синяками? Для привычки? К чему приучают психопатические интонации телевизионных ведущих? Почему рабство? Прекратить срочно! Хотя бы это. Дальше – без них.
Человек нужен, чтобы бороться с неврозами, собственным несовершенством, болезнями родных, безденежьем, обстоятельствами природы. Человек должен бояться исхалтуриться, а не полиции. Противник – он сам, остальное – поддавки! Человек, который бьет или получает по лицу за свое право быть – прошлый век. Отцы нужны, чтобы бесить нас, гулять с собакой, чтобы нам было кого любить и разочаровывать. Отцы не должны сидеть в тюрьмах. Даже сильные. Даже поэты.
И матери не должны сидеть. И бездетные не должны сидеть за убеждения или надежды.
Набор возможностей – безграничен. Будущих столько, сколько захотим, мы не привязаны ни к одной судьбе канатами. Некоторые учителя драмы учат, что сюжетов четыре или шестнадцать, или тридцать два. Это все чушь! Сюжеты бесконечны, как способы счастья.
(Письмо драматурга и сценариста Евгения Казачкова)
(Выступление драматурга Саши Денисовой)
(Выступление драматурга Анны Яблонской)
(Выступление драматурга и сценариста Михаила Дурненкова)
Толстой как экстремист
Через почти сто лет после смерти Лев Толстой был признан экстремистом Ростовским областным судом по статье 282 УК РФ - это произошло 11 сентября 2009 года. Такое же решение принял по другому делу Кировский суд Екатеринбурга.
Государство продолжает сводить счеты со Львом Толстым. Ведь и тогда, когда было вынесено определение Синода об отлучении его от православной церкви, Синод подчинялся государству. Оно выясняло отношения с Толстым тогда, выясняет и сейчас.
Он действительно «главный экстремист» нашего времени. Того, кто станет публично читать его работы, особенно «Рабство нашего времени», можно смело арестовывать за призывы к свержению строя.
Советская власть в свое время нашла компромисс. Они взяли в школьную программу «Войну и мир». А вот «Воскресение», где как раз основная критика содержится, упоминалось уже очень бегло.
Мне страшно интересно, что это такое происходит. Во всех этих судах понятно, что он не главная фигура - там есть свидетели Иеговы, еще кто-то. Но все равно – признавать его тексты экстремистскими спустя век после его смерти...
Мне кажется, у нас появилась такая тенденция: то Магнитского судят, то Толстого признают экстремистом. Любим мы иметь дело с покойниками, некрофилия какая-то.
Страшная правда о Магнитском
Когда умер Сергей Магнитский, то его убийцы очень страдали. Не из человеколюбия, нет. А оттого, что не успели концы спрятать. (Почитайте их профессиональные форумы - они просто клянут Магнитского за неожиданную смерть.)
Все эти прокуратуры, следственные комитеты, судьи, тюремные врачи, бутырки и матросские тишины - это же донные жители, они не любят подниматься на поверхность. Им просто нельзя туда подниматься, а то от перепада давления глазки полопаются. И многое стало известно. А познание умножает скорбь.
Работая над материалом для спектакля, я узнал многое. Узнал, сколько стоит открыть/закрыть дело в прокуратуре (в СКП); узнал прайс-лист Бутырки и разных судов (у всех цены разные). Узнал, что говорить судье "ваша честь" не совсем, что ли, уместно, а то однажды какой-нибудь нервный судья расхохочется тебе прямо в лицо. Что приговоры судьям приносят из прокуратуры прямо на флешке, только распечатать и зачитать. Про тюремную медицину и говорить не буду. Я узнал, что корпоративность выше закона. Что глава СКП может нарушать закон. Дело о смерти Магнитского еще не закончено, а Бастрыкин заявляет о невиновности фигурантов.
Женщина с чудесной фамилией Дудукина (пресс-секретарь СКП) говорит, что убийцы Магнитского - пушистые зайчики. Что Магнитский не был юристом, а был бухгалтером. То есть бухгалтера в камере убить можно, а юриста не совсем, тут легкий вопрос возникает... А следствие официально закончится 24 ноября. Откуда у женщины Дудукиной такие сокровенные знания об истине? Это ее рассказ мужу? Соседке по лестничной клетке? А, это пресс-конференция в Интерфаксе...
(Химкинский судья с говорящей фамилией Халатов выносит обвинительный приговор (клевета) Бекетову. А следствие по избиению Бекетова не закончено. Как он доказал невиновность мэра Химок Стрельченко?)
Все это как у Островского в "Грозе" - "суди меня, судья неправедный!"
Короче говоря, мне все эти знания совершенно не нужны! Я не хочу ничего этого знать!
Теперь вопрос: как это сделать - чтобы не знать?
Почему нужно заниматься современным искусством и только им
Речь на церемонии вручения премии "100 авторитетных людей России"
Мне кажется, что главная задача современной культуры – это работа с реальностью, с сегодняшним миром, который нас окружает. Ради избавления страха перед действительностью.
Работать с реальностью, а не со старыми культурными кодами ее - одна из самых трудновыполнимых задач для искусства и культуры. Тут важны отлаженные отношения со временем. Вещь, с которой работать труднее всего. Время ставит на нас свои метки - когда мы имели успех и имя на слуху; когда были молоды и полны сил. Храбрость в передвижении во времени – трудная задача для художника.
Три времени изначально даются культуре для самоопределения: прошлое, настоящее и будущее. Будущее сполна отработано предыдущими поколениями и закрепилось в культуре под имением антиутопия. Даже беглый взгляд на книги и фильмы говорит о том, что будущее в нашем восприятии катастрофично. Надежда изначально существует в нашем сознании под большим знаком вопроса, и самый приемлемый вариант для обычного человека – «пускай все будет как у всех, но только не хуже». Вот на это «только не хуже» и следует надеяться. К сожалению, это опыт наших родителей.
Прошлое – ярко выраженный тренд сегодняшнего времени, его охотно и радостно эксплуатируют все, от властей до телевидения. Миф бывшей великой Страны с благодарностью воспринимается большинством населения как миф о времени, когда они были молоды и веселы...
Русская культура прошлых времен велика, но классика не решает проблем сегодняшнего человека. Нельзя защищаться Чеховым, Толстым и Достоевским, как не нужно долго жить в родительском доме. Нужно строить свой дом.
Прошедшее время - это абсолютно безопасная территория, и поэтому оно стало точкой базирования сегодняшней государственной идеологии, она находится именно здесь, в прошедшем времени, в элементах его реставрации.
Скажу опасную вещь – необходимо оставить историю покойникам, необходимо заняться сегодняшним днем.
Надо заниматься настоящим, тем, что здесь и сейчас. Но не все так просто. Вокруг нас существует несколько версий реальности – официальная, которую транслирует власть; реальность из телевизора (к действительности имеющая обратное отношение). Количество версий реальности ставит человека в тупик…
Меня радует (из того, что я знаю) молодое кино России, обнадеживает новая драма, молодая литература, активное участие в общественной жизни пользователей Интернета.
Пора понять, что институции, которые должны заниматься реальностью, – власти, пресса и телевидение – этим заниматься не хотят и не будут, потому что это слишком опасно для существования их самих.
Итак, современное искусство, говорящее о реальном человеке здесь и сейчас, в этом времени.
Необходимо работать с реальностью. Можно вступать в партии, а можно и не вступать; можно уходить в публицистику, а можно и не уходить. Но самое главное и решающее в этом вопросе - участвовать своим делом, профессией: книгой, спектаклем, фильмом.
Меня огорчает конформизм деятелей искусства, особенно московских, особенно театральных людей.
Реальность, действительность как она есть, вызывает страх как процесс, результат которого неизвестен.
Сегодня культура – один из сильных способов борьбы со страхом, как индивидуальным, так и социальным. Важно показывать, что с реальностью можно работать - как в искусстве, так и в жизни.
Не могу не сказать, что меня тревожит:
Вмешательство различных посторонних структур в вопросы искусства и культуры.
Запрещение художественных выставок, случай с рэпером Нойзом в Волгограде и прочее.
Общество должно резко пресечь эти административные радения, сказав их организаторам – знайте свое место!
Дело Магнитского: лгать и заматывать
Увидел в новостях, что говорит Бастрыкин. Не помню точно, как это сформулировано, но помню, что он сказал, что смерть Магнитского не связана ни с какими должностными нарушениями.
Заявление Бастрыкина – это абсолютная намеренная ложь, цинизм и, что называется, корпоративная защита. Это защита преступной группы – прокуратуры, – которая вынуждена сейчас себя защищать.
В дневниках и письмах Сергея, которые я очень подробно изучил, нету слов «меня пытали» - он же вменяемый человек, он не писал так. Но там подробно описаны все действия – много-много страниц, из которых понятно, что то, что с ним происходило, - это как раз пытки. Это в том числе и неоказание медицинской помощи с целью заставить человека делать то, что он не хочет делать.
То, что говорит Бастрыкин, – полное лукавство, рассчитанное на идиотов. К тому же следствие еще не закончено, а человек уже говорит, что нет нарушений. На каком основании он это говорит? Это ему так лирически кажется? Странный поступок для профессионала. И что значит Сергей не жаловался? Все его дневники именно про это! Это такой цинизм, когда внаглую говорят, что белое это черное. Понятно, Бастрыкин вынужден так говорить, иначе его посадят. Там же все повязаны воровством и коррупцией.
Я понимаю, что субъективные вещи говорю. Объективно и взвешенно я не могу говорить – про ублюдков нельзя объективно и взвешенно разговаривать. И слово «ублюдки» я употребляю очень обоснованно, потому что знаю много подробностей и от адвокатов, и от матери Сергея.
В расследовании гибели Магнитского есть две тенденции. Одна – очень сильная – замотать и затянуть это дело. В этом заинтересован этот Бастрыкин и многие другие вплоть до нашего правительства. Другая тенденция – слабая в этом дико индифферентном обществе – эту историю как-то размотать и разобраться.
Сейчас делается все, чтобы следствие шло много-много-много лет, чтобы люди уже спрашивали: «А кто такой Магнитский?» Это единственный путь для них, потому что иначе они прикрыть это дело не могут. У меня есть источники в комиссии, наблюдающей за следствием, и они мне говорят одно – что ничего не происходит.