ryzhov: Блог
Сорос и Россия
Джордж Сорос, чей фонд объявлен нежелательной организацией в России, сделал колоссальное дело для российской науки. Я не был прямым участником и свидетелем его деятельности, поскольку в девяностые годы - кто-то о них говорит "страшные", кто-то говорит "великие" - работал послом во Франции. С самим Соросом я не встречался, я и мои научные сотрудники никогда лично не получали от него поддержки. Но по рассказам людей, материалам и документам знаю: в самые трудные для отечественной науки, образования и культуры времена Сорос учреждал стипендии и просто платил деньги, поддерживая людей, которые в этот момент оказались без средств ведения научной деятельности, да и просто без средств к существованию. Сорос помог десяткам, сотням и даже тысячам людей, о чем мне рассказывали те, кто получал от его фонда реальную помощь и смог продолжить научную деятельность в самые трудные годы. То, что сделал Сорос, нужно высоко ценить и не забывать.
Но те же идиоты, которые только что обвинили в шпионской деятельности "Мемориал", которые пытались вытеснить русского Сороса - Зимина - за границу, - вынесли вот такую "благодарность" Соросу.
То же самое сделали с Дмитрием Зиминым. Зимин своим горбом, ничего не украв, сделал миллионы, потому что первым создал в нашей стране мобильную телефонную сеть, продал ее за большие деньги и занялся благотворительностью, поддерживая науку, образование, культуру. Я хорошо знаком с его деятельностью, будучи в течение трех лет председателем жюри премии "Просветитель", которой награждались научно-популярные книги в области естественных и гуманитарных наук. И я не знаю другого человека в России, который в таких же масштабах поддерживал бы науку. Но Зимина обвинили в том, что он шпион и привлекает иностранные деньги - всего лишь потому что он, будучи умным человеком и понимая, что здесь беспредел, заработанные деньги хранил за границей, но использовал их, чтобы помогать людям здесь.
Я сам сейчас занимаюсь Фондом Сахарова и музеем Сахарова, всем сахаровским наследием. Нас тоже объявили врагами народа. На нас накладывают штрафы, мы пытаемся сопротивляться. Ясно, что мы проиграем в судах и, значит, придется искать отнюдь не малые для бедного Сахаровского фонда и музея Сахарова деньги.
А недавно был потрясающий фокус. Сначала господин Путин объявил, что дает "Мемориалу" новое шикарное здание в центре Москвы и ставит в центре Москвы памятник жертвам сталинизма, и тут же его собственный министр юстиции объявляет врагами народа всех, кто работает в "Мемориале".
Так что объявление Фонда Сороса нежелательной организацией - не первая странность этого молодого человека, к которому я отношусь, мягко говоря, без уважения и который показал себя, мягко говоря, ненадежным.
Шатание системы
Вчера утром мне позвонил отец Игоря Решетина Андрей, мой коллега и старый приятель. Впервые за последние несколько лет я услышал его бодрый голос, он сказал: «Игорь дома». Я тысячу лет знаю Андрея, немного знал Игоря – мы познакомились после того, как его начали прижимать, он был у меня. А потом были годы борьбы. Арест Игоря был страшной трагедией для Андрея.
Помню, как выступал у Игоря в суде в качестве эксперта со стороны защиты. Это было 4-5 лет назад, все оставили в силе, и все оказалось напрасным. Очень обидно было услышать от какого-то идиота-судьи вопрос ко мне: «А почему вы считаете себя специалистом в этой области?» Работа Игоря была по аэродинамике, а у меня начиная с дипломного проекта 1954 года все работы были в области аэродинамики сверхзвуковых скоростей. Этот идиот, конечно, оставил приговор в силе.
И вот сейчас, за несколько месяцев до окончания срока, который недавно был сокращен в связи с новыми законами, его выпустили, слава богу, условно-досрочно. Хотя и с подорванным здоровьем.
Подельник Игоря Сергей Визир пока по-прежнему в колонии. Ему рекомендовали вчера срочно подавать на условно-досрочное освобождение. Потому что и Игорю раньше отказывали в УДО, и вот вдруг отпустили домой.
Почему это произошло? У нас сейчас в каком-то смысле потеря управляемости в стране. Идет какая-то разбежка от партии власти, тихая и очевидная. Какой-то раскол произошел.
Об этом свидетельствует еще одно - уже сегодняшнее – событие: инкогнито, без охраны и эскорта московский губернатор Сережа Шойгу приехал в город Жуковский, где люди давно борются за сохранение леса. Этот лес зовут Цаговским, потому что там находится крупнейший аэрогидродинамический институт, сокращенно ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт). Это моя альма-матер научная, крупнейший институт страны, там я работал и учился много лет, поэтому там мне все близко. И вот люди выходили на демонстрации, защищая лес, их разгоняли, приезжала Евгений Чирикова из Химок поддержать жуковских, а жуковские ездили в Химки. Их таскали, забирали в полицию, а теперь приехал Шойгу и говорит, что не надо рубить, надо провести исследование. Это тоже симптом. Сергей Шойгу – он из обоймы. Все это шатания какие-то, чем они кончатся – неизвестно.
Помилуйте политзаключенных!
Уважаемый господин Президент,
Мы обращаемся к Вам с просьбой о помиловании политических заключенных по спискам, которые были переданы Вам на личном приеме.
Мы знакомы с Вашей позицией о необходимости личных обращений с просьбой о помиловании.
Так вот мы, граждане России, все вместе и каждый лично обращаемся к Вам с этой просьбой.
Акт помилования будет блистательным окончанием Вашего президентского срока, благодаря которому вы останетесь в памяти россиян и всего международного сообщества как великодушный человек.
Людмила Алексеева
Владимир Войнович
Лев Пономарев
Эльдар Рязанов
Сергей Ковалев
Юрий Рыжов
Лия Ахеджакова
Борис Стругацкий
Сергей Юрский
Мариэтта Чудакова
Светлана Ганнушкина
Алла Гербер
Борис Пустынцев
Юрий Вдовин
Дмитрий Зимин
Наталья Фатеева
Лидия Графова
Валерий Борщев
Константин Азадовский
Игорь Карлинский
Леонид Романков
Свою подпись можно поставить здесь: http://zaprava.ru/index.php?option=com_petitions&view=petition&id=126
Зачем нужен "круглый стол"
В День Конституции 12 декабря 2011 года российские деятели науки и культуры, правозащитники соберутся, чтобы инициировать создание Общероссийского круглого стола. Это попытка повторить то, что удалось нашим соседям полякам в критический момент их истории. И что вряд ли удастся сейчас, хотя попытку надо сделать, как я считаю.
Поляки, когда дело вошло в клинч, который мог окончиться кроваво, все-таки заставили себя сесть за круглый стол. Обе стороны - Валенса и Ярузельский. Правда, за обеими сторонами стояли определенные силы. За Ярузельским стояла государственная машина, а за Валенсой - "Солидарность", где были не только рабочие массы, но и, что очень важно, свободная польская интеллигенция, сохранившаяся к тому времени и ставшая интеллектуальным мотором.
У нас, я бы сказал, голод на кадры, подобные Ярузельскому и Валенсе. И еще больший голод на возможность какого-то согласованного действия во имя спасения страны. А это значит, что, если ничего не получится, что-то немирное нас накроет в ближайшие года два.
На "круглом столе" я хочу увидеть людей, которые будут сознавать ответственность за то, что происходит в стране и может произойти, которые готовы искать способы мирного разрешения смуты и системного кризиса в стране.
О третьем сроке Путина
Позор для страны, срам, порнография – все эти съезды. В общем-то, противно даже думать об этом. Ничтожные люди.
Я писал об этом раньше и говорю сейчас: мы идем к очередному кризису такого масштаба, какой был на территории страны, скажем, в 17-м году, потом в августе 91-го. Что-то похожее произойдет где-то в ближайшие пару лет. С неизвестным исходом, как и все предыдущие смуты, которые разрешались не по какому-то заранее составленному сценарию, а уж как сложилось. И сигналами к взрывам были совершенно разные и неожиданные вещи.
Я не вижу пока перспектив каких-то. Народ – раб в своей массе. И это рабство сложилось не вчера и не позавчера – веками складывалось. И не было в России какого-нибудь длительного периода, когда она могла бы выйти из этого рабства. Из себя выдавить, как говорил классик, раба. Не было такого исторического периода. Только начали в феврале 17-го года - кончилось, только начали в конце 80-х – начале 90-х ХХ века – кончилось.
Пришел ко власти мелкий случайный человек. Когда случайный человек приходит во власть, это для страны очень плохо. Когда этот случайный человек обретает абсолютную власть, это для страны трагедия.
УДО для Валентина Данилова
В октябре 2011 года физик Валентин Данилов может подавать на условно-досрочное освобождение. Он отсидел две трети срока, отмеренного ему государством за «шпионаж», - 13 лет строгого режима.
Все это время, пока сидит Данилов, процессы по делам ученых не прекращаются. И под следствием, и в тюрьме по приговорам находится около двух десятков человек. Продолжаются преследования, пытаются сажать, держат в СИЗО. И по-прежнему это «шпионские процессы», попытки обвинить людей в том, в чем они абсолютно не виноваты.
Все это плоды деятельности той организации, которая называется ФСБ и которой надо доказывать свою нужность. Поскольку нет деятельности ни по раскрытию истинных шпионов – что трудно, ни по борьбе с терроризмом – что опасно.
Мы с Людмилой Алексеевой и Алексеем Симоновым были в Архангельске у Игоря Сутягина, когда пытались освободить его по УДО. Конечно, тогда Сутягину отказали, замечаний ему налепили, как сейчас Ходорковскому. Писали, что Сутягин, конечно, молодец и проводит занятия с заключенными, но у него было замечание, поэтому – отказать.
Пока не знаю, есть ли замечания у Валентина Данилова. Мы от Общественного комитета защиты ученых сейчас отправляем секретаря комитета Эрнста Черного и адвоката к Данилову, они все узнают на месте, что и как. Хотя реально я понимаю, что для принятия положительного решения по УДО Данилова нужно сменить власть, выгнать все первые номера. Остальное рассыплется само.
Но мы хотим использовать данную законом возможность и пытаемся организовать все необходимое, чтобы добиться УДО для Данилова. Мы обращаемся к людям и организациям, которые знают о Валентине Данилове и хотели бы помочь ему. Организация УДО требует в том числе и финансовых средств: на оплату двух адвокатов, несколько поездок в Красноярск семьи Валентина, поддержку его самого, потерявшего здоровье в тюрьме.
Фонд защиты гласности открыл счет, на который можно переводить деньги для Данилова. Общественный комитет защиты ученых гарантирует целевое использование собранных денег:
АНО «Фонд защиты гласности»
ИНН 7704146560
КПП 770401001
р/сч. 40703810238180000358 в Московском
банке Сбербанка России, ОАО
г. Москвы
к/сч. 30101810400000000225
БИК 044525225
ОГРН 1037739286892
ОКПО 44464887
ОКВЭД 65.2
ОКОНХ 96190
Об отказе в регистрации ПАРНАСа
Отказ в регистрации Партии народной свободы показывает, что в этой стране выборов нет. Тем более странным теперь кажется заявление министра юстиции об отмене процедуры регистрации партий, о введении заявочного принципа. Буквально накануне принятия решения о ПАРНАСе Коновалов высказался в таком роде и озадачил всех – и ту, и другую стороны.
Столько разговоров сейчас бессмысленных – ходить на выборы, не ходить. Все равно посчитают как надо! Я вижу сейчас один выход: попытаться проконтролировать процедуру выборов. К этому призывают и некоторые так называемые легальные партии, к этому призывает и Партия народной свободы. Я разговаривал с Касьяновым, он считает, что нужно попытаться жестко проконтролировать проведение декабрьских выборов в этот болотный парламент. Всеми путями, в том числе и путем наблюдения на участках. Надо попытаться сесть верхом, готовить для этого кадры.
Гнать надо к чертовой матери ту шайку, которая сидит на шее у страны. Они доводят страну до социально-политического обвала, он произойдет в течение двух лет максимум. Это будет катастрофа для страны.
У нас не найдется таких умных людей, как в Польше нашлись в 80-х годах, когда представитель оппозиции, народный лидер Валенса и по существу военный диктатор Ярузельский с их командами сели за стол и избежали кровопролития, которое происходило во многих таких ситуациях. У нас нет такого качества людей, несмотря на то что мы страна во много раз большая, чем Польша.
О решении Мосгорсуда в отношении Ходорковского и Лебедева
Это решение – просто хамство, унижение. Этот беспредел в стране установила чекистская команда по личной антипатии одного из лидеров этого клана, который захватил страну. Ясно, что это только личная неприязнь, которая губит хорошего человека и его дело.
Я не надеялся на другое решение. Я писал об этом в свое время Михаилу Борисовичу, в самом начале второго процесса. Мы с ним не были знакомы, только виделись на процессе – через стекляшку и на лестнице, когда его под конвоем водили вместе с Платоном Лебедевым. Он мне написал письмо, поблагодарил за то, что я пришел (что странно: как могло быть иначе?), и высказал некоторые соображения, которые потом публиковал в своих статьях. Я ему ответил: «При этой власти вы будете сидеть все время. Но, возможно, возникнет когда-то смута – Россия ведь страна смут, – когда вам придется решать вопрос – оставаться в стране или забирать родных и близких и уносить ноги отсюда».
Смута вечно длиться не может. Но «смута» - это по-русски. А научное название – системный кризис, после которого все круто меняется, вопрос только в какую сторону. У нас в XX веке было два системных кризиса – 17-й год и 91-й. И я думаю, что недалек очередной такой системный кризис или смута.
Поскольку я теперь состою в правлении фонда Сахарова и музея Сахарова, и мы там проводили целый ряд мероприятий за Ходорковского и Лебедева, я познакомился с Мариной Филипповной и Борисом Моисеевичем – оба замечательные люди, они мне стали близки по-человечески. А этот злобный закомплексованный человек, который душит Ходорковского, а вместе с ним и Лебедева, имеет плохую социальную психологию. И этот минус один год – это мелкая, мелочная, ничтожная месть.
Такое поведение свойственно тем, кого в детстве во дворе обижали. И тогда, во-первых, нужно уйти в многоборье – джиу-джитсу, дзюдо и так далее – когда маленький человек может повалить большого с помощью приемов. И, во-вторых, надо уйти в систему, которая почти всевластна была в Советском Союзе, – в систему КГБ. Так что это просто попытка преодолеть свой комплекс неполноценности.
Мой Ельцин
Много спорят о наследии Ельцина, очень полярные точки зрения есть, их можно увидеть в опросах того же Левада-центра. Я же вот что могу сказать. В последнем номере The New Times опубликована колонка замечательной, уникальной женщины – Новодворской.
Вот эта оценка лучше всех и правильнее всего коротко сформулирована Валерой Новодворской - что такое Ельцин и для истории, и для нас для всех. Это исчерпывающая, краткая и полностью разделяемая мною оценка этого человека.
Это всего полстранички. Прочитайте.
Урок для трусливой власти
Слава богу, собралось все-таки такое количество людей, несмотря на погоду и все остальное. Я думаю, что если бы пришло хотя бы вдвое меньше, это было бы очень грустно. Сегодня, я считаю, состоялось важное начало. Хотелось бы, чтобы это продолжилось.
Что для этого нужно? Надо говорить власти правду, пока она не начнет ее слышать. Чем больше людей будет выходить на такие митинги, тем больше шансов, что власть прислушается.
Власть у нас трусливая: она испугалась каких-то бандитов около Манежа, да так, что начала заигрывать потом с ними, бегать к фанатам, возить их на могилы и все остальное. Это лицемерие от страха.
Хотелось бы, чтобы страх перед такими собраниями, как сегодня на Пушкинской, заставил власть прислушаться и уйти от того курса фашизации страны, который проводится на сегодняшний день.
О едином кандидате в президенты
К идее моего президентства, предлагаемой Алексеем Кондауровым и Андреем Пионтковским, я отношусь, естественно, с юмором.
А что касается сплочения оппозиции и выдвижения единого кандидата – я думаю, что это надо пробовать делать, хотя все равно ничего не удастся. Они молодцы, пусть пробуют, надо же как-то бороться с тем бардаком, который устроила эта парочка за последние десять лет.
Неплохой мне кажется и идея проведения в декабре Гражданского конституционного форума. Мероприятие надо проводить, пробовать что-то обсуждать – на то он и конституционный. Что из этого выйдет, я не могу сегодня сказать. Вот пройдет форум, будет видно. Я на нем, наверное, буду, посмотрю, что там делается. Никаких тем для обсуждения предлагать не планирую.