hades: Блог
Арт-марафон и борьба за мемориал
За пять дней до убийства, 22 февраля 2015 года, я закончила новый диптих из цикла "Так говорил Заратустра" на английском языке. Диптих назывался так: "Man is the cruelest animal. At tragedies, bullfights and crucifixions, he has felt best on earth and when he invented hell for himself that was his very heaven" ("Человек - самое жестокое из всех животных. Во время трагедий, боя быков и распятий он до сих пор лучше всего чувствовал себя на земле; и когда он нашел себе ад, то ад сделался его небом на земле"). На второй части диптиха был изображен убитый Минотавр в море крови. Днем я разместила картину в Facebook, а поздним вечером читатели моей страницы, узнав об убийстве Немцова у стен Кремля, почти единодушно воскликнули, что картина выглядит пророческой и что Минотавр на картине своей мощью и силой оказался удивительно похож на застреленного Немцова. Вторым странным совпадением оказалось то, что эмблемой партии ПАРНАС, созданной Немцовым, является бык.
3 марта, в день похорон политика, я приняла решение начать бессрочный арт-марафон. Каждый день я создаю новые графические портреты Немцова, а также новые работы из цикла Thus spoke Zarathustra, где Немцов произносит речи от имени пророка Заратустры.
Количество портретов растет с каждым днем - большая часть портретов уже была размещена на Народном мемориале памяти Немцова, а некоторые из портретов даже стали его «лицом». Мемориал много раз подвергался атакам прокремлевских активистов, во время нападения они избивали волонтеров, уничтожали цветы, рвали портреты, выбрасывали в мусор свечи и российские флаги. Например, 23 июля во время очередного нападения вместе с цветами, флагами и фотографиями были похищены три больших графических портрета Немцова. Я написала заявление в полицию о хищении работ, оценив ущерб в 9000 долларов. Немотря на то что нападавшие были сразу же задержаны, полиция их отпустила. Затем я и другие дежурные, пострадавшие от нападения, написали заявления в полицию с требованием возбудить уголовное дело. Через некоторое время мы все получили отказ в возбуждении дела.
Нападений на народный мемориал было больше десяти. Это и «зачистки» мемориала Гормостом, и борьба с флагами, которую ведет полиция (она строго запрещает размещать на мемориале российский триколор), это и единичные акции вандализма, когда проходящие мимо граждане плюют на портреты Немцова либо переворачивают вазы с цветами…
Дежурные, охраняющие мемориал, стоят на Большом Москворецком мосту круглосуточно в любую погоду, в дождь, ветер, снег, жару, холод... Самые стойкие из них стоят на Мосту с марта. Это Игорь Гордеев, Любовь Сергеева, Виктор Коган. Эти люди держат вахту на мосту уже 273 дня!
Я тоже дежурю на Мосту время от времени. с 14 апреля по 14 июля я каждый день ездила на Мост, чтобы привезти туда новый портрет Бориса Немцова, сфотографировать дежурных, а в том случае, если на Мосту вместо двух или трех дежурных оказывался лишь один человек, я оставалась дежурить вместе с ним, пока кто-либо не придет на смену нам. Таким образом, я отдежурила на мемориале не меньше 300 часов.
Я продолжаю рисовать Немцова, я буду рисовать его до тех пор, пока заказчики убийства Бориса Ефимовича не будут арестованы и не предстанут перед судом. Последние мои портреты Немцова я рисую карандашом и собственной кровью из пораненных пальцев.
Будем как греки
Я плохо отношусь к гомофобии, потому что человек свободен в выборе того, кого ему хотелось бы любить. Если два человека любят друг друга, то совершенно неважно, какого они пола. И геи, и лесбиянки имеют право на полноценную личную жизнь, и государство не должно диктовать им правила.
В мировой культуре есть немало шедевров, созданных гениями-геями. А для древнего грека так вообще любить красивого молодого мужчину было в порядке вещей, никто не осуждал и не преследовал за естественное проявление личной страсти к особи того же пола. Так будем же мудрыми, как древние греки! Не будем стесняться собственных чувств и не будем преследовать и осуждать других людей за их чувства!
Быть гомофобом - именно это должно быть стыдным и порицаемым в нормальном свободном обществе свободных граждан. Быть гомофобом - стыдно и отвратительно.
Культурная катастрофа
Происходящее в Египте - культурная катастрофа планетарного масштаба.
"Культура - это тонкая яблочная кожура над раскаленным хаосом", - писал когда-то Ницше. И наступило время, когда раскаленный хаос сжег яблочную кожуру и вырвался наружу и нам не повезло жить именно в этот исторический период. Когда хамы-грабители врываются в Каирский музей, крушат мумии, грабят гробницы, ломают и бьют скульптуры, которым несколько тысяч лет, это настоящая трагедия.
Есть культурные ценности, которым нет цены, их никогда не выставят на аукцион, они никогда не станут объектами дилерской спекуляции, они выше рынка, маркетинга и всех брендов, вместе взятых. Они бесценны. Бесценна Сикстинская капелла, расписанная Микеланджело, бесценна Мадонна Рафаэля, бесценен бюст Нефертити в Берлинском музее, бесценно лучшее и самое полное собрание египетских древностей в Каирском музее.
В ночь с 28 на 29 января в Каирском музее были разграблены и повреждены важнейшие для мировой истории музейные зкспонаты - скульптурные изображения Тутанхамона из позолоченного дерева, изображающие царя на на ладье и пантере...
И не только в нем. Гиза, Луксор, Асуан, Мемфис, Саккар, Карнак, перечислять памятники древнеегипетской культуры, находящиеся на территории Египта можно долго, очень долго - каждый исторический город - это музей под открытым небом, полный бесценных сокровищ ушедшей цивилизации. января утром полностью были разграблены Музей и музейные хранилища Мемфиса, разграблены и другие города...
Захи Хавасс, главный археолог страны, пишет: "Мое сердце разбито, и моя кровь кипит, я чувствую, что все, что я делал за последние 9 лет, было разрушено в один день, мне звонят инспекторы, молодые археологи, администраторы из городов и музеев со всего Египта и говорят мне, что они готовы отдать свою жизнь, лишь бы защитить наши древние сокровища".
Древнеегипетская мумия для культурного египтянина - это больше, чем сохранившиеся останки умершего человека. Если мумия пересекает границу, египетские власти оформляют ей настоящий паспорт - такой же, как для живого человека. Так было совсем недавно. И этого больше нет - тысячелетняя связь времен прервалась, раскаленный хаос сжег "яблочную кожуру культуры".
Пора паковать чемоданы и эмигрировать на Бетельгейзе - на Земле в ближайшую тысячу лет делать нечего.
Ассанж и первая мировая кибервойна
Джулиан Ассанж был выпущен из тюрьмы под залог в размере 240 000 фунтов стерлингов наличными 16 декабря, в четверг. У основателя проекта Wikileaks был отобран паспорт, и теперь он должен постоянно носить электронный чип, а также ежедневно докладывать полиции о своем местонахождении.
Между тем Первая мировая кибервойна уже началась. Когда платежные системы PayPal, Visa и MasterCard перестали принимать пользовательские пожертвования для WikiLeaks, хактивисты, то есть хакеры-активисты, нанесли контрудар массированными DDoS-атаками по "врагам WikiLeaks" - на несколько часов "вражеские" платежные вышли из строя. В настоящее время хактивисты объявили перемирие в связи с тем, что Ассанж выпущен британским правосудием на свободу под залог. Сам Кибер Робин Гуд в своем первом интервью после освобождения пообещал продолжить начатое им дело, а это значит, мировую общественость ждет новая серия скандальных разоблачений, а также новая серия яростных киберсражений с врагами свободы слова и гласности.
А сражаться есть за что и с кем. Прозрачность некоторой секретной информации может быть опасной и с точки зрения некоторых российских госчиновников.
Например, WikiLeaks опубликовал донесение посла США об убийстве Анны Политковской, из которого следует, кроме всего прочего, что Анна Политковская была гражданкой США. И это далеко не последнее открытие, сделанное WikiLeaks. О сколько нам открытий дивных готовит чудный WikiLeaks...
Поэтому да здравствует кибервойна, кибергласность и свобода слова!
Froh, wie seine Sonnen fliegen
Durch des Himmels prachtgen Plan,
Wandelt, Bruder, eure Bahn,
Freudig wie ein Held zum Siegen.
Как светила по орбите,
Как герой на смертный бой,
Братья, в путь идите свой,
Смело, с радостью идите!
Акция в поддержку Ассанжа
Мы против задержания Ассанжа и требуем его освобождения!
В эпоху единого информационного пространства любая информация о ком угодно и о чем угодно должна быть доступна для кого угодно, информационное пространство должно быть открытым!
IT-элита нанесла удар элите государственной власти во многих странах мира, точнее, химере государства, где, по словам Ницше, "все вместе пьют яд, хорошие и дурные... где все теряют самих себя, хорошие и дурные... где медленное самоубийство всех – называется – "жизнью".
Если вы не равнодушны к происходящему, вы живете, а не совершаете "медленное самоубийство" и вы обязательно присоединитесь к нашему пикету.
Поли-одиночный пикет в защиту Джулиана Ассанжа состоится 14 декабря в 13-00 у британского посольства в Москве (Смоленская набережная, д.10), приглашаются все сочувствующие.
Мы ждем вас!
Freedom for information! Freedom for transparency! Freedom for Assange!
Аполлон, Дионис и прокуратура
Сама акция заключалась в следующем: художник Тер-Оганян, выставивший ряд требований перед устроителями русской выставки в Лувре, так и не встретив поддержки и понимания ни у художников, ни у кураторов, был вынужден встать с плакатом перед зданием парижского музея с требованием изъять свои работы с выставки: "J'exige de retirer mes tableaux du Louvre". Основным требованием Тер-Оганяна была выдача болгарского паспорта находящемуся в вынужденном изгнании художнику Мавроматти. В противном случае Мавроматти, которого преследуют в России по 282-й статье Уголовного кодекса за проведение одного перформанса, будет вынужден в качестве протестной акции прибегнуть к публичному самоубийству. Об этой акции можно прочитать в блоге самого Тер-Оганяна.
Бурное обсуждение позиции Тер-Оганяна и его художественной акции в поддержку Мавроматти накалом дионисических страстей напомнило мне об Элевсинских мистериях. Тех самых, у которых христианство позаимствовало позднее свою литургию. В самом деле, "борьба против экстремизма" в правовом поле 282-й статьи УК РФ имеет и некоторый метафизический аспект: героическое = иррациональное = "дионисическое" (как назвал бы его Ницше) вступило в борьбу с гедонистическим = рациональным = "аполлоническим". В древности Дионис являлся вовсе не богом виноделия и вина, как принято считать в наше непросвещенное = непосвященное = профанное и далекое от всякого героизма время. Дионис изначально был богом, курирующем духовную трансформацию посвященного в Элевсинские мистерии. Кстати, элевсинские мисты (посвященные) не были "верующими" в современном значении слова, они были "знающими" - самая главная тайна жизни любого живущего на земле человека заключается в знании того, что будет с ним, когда он умрет. Верующий верит в некий будущий посмертный сценарий (христианский, исламский, буддистский и т.д.), а знающий просто знает. Элевсинский мист не был банальным "язычником", каким выставляют его недообразованные православные батюшки, - он был именно "знающим".
Знание выше веры. Об этом не принято нынче широко говорить, так как это никак не вяжется с генеральной линией партии, а российские госчиновники-партийцы далеки не только от народа, но и от всякой не приносящей стабильного дохода метафизики. Они не погружаются в классические древние тексты, изучив латынь и древнегреческий. Они просто идут в церковь и крестятся. А в свободное от походов в церковь время госчиновники борются с коррупцией и самозабвенно служат русскому народу. А также дают согласие на уголовное преследование всякого художественного свободомыслия. Так, например, Владимир Устинов в бытность свою генпрокурором писал: "Для меня как Генерального прокурора и как мирянина Русской Православной Церкви, а равно для миллионов моих единоверных соотечественников, далеко не безразлична судьба нашей России, которая в моем сознании отождествляется с Православием и верой, с пониманием того, что только обращение к вечным и непреложным христианским истинам способно предоставить подлинные перспективы возрождения народу России, обрести людям подлинный смысл своего бытия и спасение". В итоге художник-безбожник Тер-Оганян и художник-верующий Мавроматти, как несогласные с прокурорской позицией "подлинного смысла своего бытия и спасения", после возбуждения двух уголовных дел по статье 282 УК РФ были вынуждены покинуть Россию, ибо, как пишет экс-генпрокурор далее, "ряд ключевых позиций и даже целые пласты современной российской жизни, которые, как мне кажется, уже давно должны быть освоены и облагорожены Православием, остаются пока в запустении и не обогащены нормами христианской нравственности".
То есть по сути "обогащением нормами христианской нравственности" нынче занимается прокуратура. После серии уголовных дел, возбужденных против деятелей искусства, следующим закономерным этапом "обогащения" должны стать уголовные дела против преподавателей классических гимназий, переводчиков классической литературы, историков философии и самих философов - ведь они насаждают "не облагороженные православием ценности". Далее - по уже много раз отыгранному сценарию и по многочисленным заявкам трудящихся, верующих в "вечные и непреложные христианским истины", - заполыхают костры, в которые полетят книги, которые к Православию не имеют никакого отношения. В костер с легкой праведной руки трудящихся-верующих полетят Платон, Плутарх, Овидий, Гомер, Ямвлих, Ницше и т.д. и т.п., список будет огромен.
Вернемся, однако, к богу Дионису, разорванному титанами, и к художникам Тер-Оганяну и Мавроматти: акции "Юный безбожник" и "Не верь глазам своим" являются по сути дионисическими и посвящающими - и Тер Оганян, и Мавроматти героически творили ценой собственной крови и в результате оба из-за уголовного преследования вынуждены жить в изгнании. Их художественный героизм мало кому понятен и почти не нашел отклика даже в арт-среде: гедонистическо-гламурно-аполлоническое арт-сообщество не в состоянии оценить подлинность настоящего дионисического художественного жеста. Герои в наше негероическое время одним кажутся циничными самопиарщиками, другим - полными идиотами. Между тем болгарское правительство отказывается продлевать Олегу Мавроматти паспорт и намерено депортировать художника в Россию, где ему грозит реальный тюремный срок.
В знак протеста Олег Мавроматти готов провести акцию публичного самоубийства. И это не пустая пиар-провокация, а настоящая дионисическая акция. Акция ценою человеческой жизни.
Подписать письмо в поддержку Мавроматти можно тут!
О приговоре Самодурову и Ерофееву
То, что вынесли обвинительный приговор, – это очень плохо. Ни за что, за безобидную выставку, посвященную проблемам цензуры и запрета, которая проводилась за фальш-стеной. Маленькие дырочки, не хочешь – не смотри. Никто никого не хотел оскорблять. И вот за эту безобидную выставку люди получили наказание.
Этот приговор будет иметь очевидные последствия: теперь такие дела будут и будут новые появляться, к сожалению. То есть опять будут подавать на художников в суд, потому что прецедент уже есть. И это очень плохо.
Это важно ведь не только для художников - это удар по свободе слова, по свободе совести.
Церковно-партийная волна
Все началось в 2007 году. Есть сообщество в Живом Журнале - advertka, где мой знакомый опубликовал мою картину. Ту, которая с петрушкой и с одной стороны мат, а с другой молитва. В этом сообществе 16 или 17 тысяч членов, поэтому резонанс был очень большой. Это было осенью, точно не помню дату. К картине появилось около 5000 комментариев. И как-то люди сильно возбудились от этой картины, всем она показалась очень провокативной. Люди разделились на два лагеря: одни ее ругали, говорили, что я этой работой русского человека глубоко оскорбила; другие – хвалили, говорили, что попала в точку и отразила сущность русской души.
После публикации этой картины в сообщество Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ) сбежались националисты. И я в порыве какого-то гнева – кто-то меня обозвал – написала про русское быдло, конкретно про этих баранов, которые набежали. Они вырвали эту фразу из контекста, сказали, что я оскорбляю русских людей и что на меня подадут в суд. Что они и стали делать.
Шесть националистических организаций, включая ДПНИ, стали собирать подписи, чтобы подать в прокуратуру письмо с просьбой привлечь меня к ответственности за разжигание вражды по национальному признаку, статья 282 УК РФ. Заказали искусствоведческую экспертизу, ее делал отец Сергей Шаргунов, которого я очень уважаю. Они собрали на экспертизу деньги, сделали, со всей России собирали подписи, привозили их с каких-то городов и весей сюда и подавали в прокуратуру. Этих писем было около 200 штук.
Письма лежали в прокуратуре два года, их никто не трогал, и ничего не происходило. В галерею на Солянке приходил следователь, который скептически ко всему этому делу относился. Дело не было возбуждено и одновременно не отказали в возбуждении. А поскольку не отказали, мне казалось, что это не очень хорошая какая-то ситуация.
И вот позавчера мне позвонила следователь Татаринова Ольга Георгиевна и сказала, чтобы я пришла и в письменной форме все изложила. И когда я стала узнавать, возбудили дело или нет, она сказала: «Вот придите, и мы вам все расскажем». Когда я спросила, нормально ли, что могут возбуждать уголовное дело за то, что я нарисовала картину, она сказала, что я ответственна за те произведения искусства, которые создаю, и должна думать, что рисовать. То есть она настроена решительно.
На самом деле цель простая, и те националистические организации, которые все это инициировали, ее не скрывают. Я не чистокровная русская, у меня мама еврейка. Им хотелось найти человека еврейской национальности, чтобы этого человека привлекли по 282-й статье. Потому что по этой статье судят в основном русских националистов, как они считают. И они думают, что если по этой статье привлекут нерусского (необязательно еврея, можно и армянина, например), общественность возмутится и эту статью отменят. То есть я им нужна как пешка в политической игре, они этого не скрывают совсем.
Статья и в самом деле странная, очень широкая – под нее можно кого угодно подвести при желании. Ее нужно отменить, мне кажется. Без нее лучше будет.
Мне кажется, что это некая эстафета. Процесс над Ерофеевым и Самодуровым заканчивается (приговор 21 июня), и видимо, я следующая. На приговор Ерофееву и Самодурову я обязательно приду. И очень плохо, если будет вынесен обвинительный приговор. Потому что такие дела перестали быть единичными, это волна началась.
Все это нужно, чтобы ввести цензуру, чтобы художники знали, что они делают, чтобы писатели не возмущались, чтобы не было никакой оппозиции. Чтобы все молчали и были довольны. Мне иногда кажется, что происходит некое срастание РПЦ и партийной части нашего населения. Конформизм наступает церковно-партийный.
Я считаю, что художник должен быть свободным и, если это художник состоявшийся, не вчера начавший рисовать, который развивается и думает, что он делает, ему вполне достаточно внутренней его цензуры. Государство не имеет никакого права диктовать, что должен делать писатель, театральный деятель или художник, они должны быть свободны. Иначе это не искусство, а заказ от государства.