Весь миф засилья
В связи с неосторожным высказыванием вице-спикера Думы Петра Толстого системный либерал Леонид Гозман выступил с комментарием, озаглавленным "Наш ответ антисемитам":
Подсчеты, сколько именно евреев было среди тех, кто громил, убивал, расстреливал после 1917, - очевидный антисемитизм. Но то, что евреев среди палачей ЧК-НКВД было непропорционально много, - это факт. Факт, который мы не хотим обсуждать, в лучшем случае говорим, что там были и русские, которых было большинство, и представители всех народов Империи, что у этих бандитов не было национальности и так далее. Но это значит, что мы отдаем эту тему разнообразным подонкам, которые на ней вполне успешно паразитируют... Разумеется, не важно, у кого предки служили в ЧК, а у кого, как у большинства из нас, никакого отношения к террору не имели, разве что как его жертвы. Важно, что в культуре, менталитете российских евреев (или вообще евреев?) было что-то, что предопределило не только фантастический вклад в мировую цивилизацию, не только военные и технологические победы Израиля и абсолютное доминирование в списке нобелевских лауреатов, но и появление палачей. И это что-то должны быть понято и проанализировано. Нами, русскими интеллигентами любых национальностей, а не черносотенцами, которые снова стали так вольготно чувствовать себя в нашей стране.
Что касается еврейской "процентной нормы" в ЧК, то тут все уже давно подсчитано и проанализировано, и совсем не черносотенцами: почти двадцать лет назад была опубликована основательная статья Льва Кричевского (см. здесь, здесь и здесь). Оказывается, что в сентябре 1918 года из 781 сотрудника ВЧК в Москве евреи составляли только 3,7%, тогда как по переписи 1897 года их доля в населении Российской империи составляла 4,0%. Из национальных меньшинств среди чекистов тогда безусловно доминировали латыши - 278 человек, или 35,6%. Дело в том, что гарнизон Москвы в тот момент составляла Латышская стрелковая дивизия, в июле успешно подавившая восстание левых эсеров и считавшаяся главной опорой большевиков. Неудивительно, что из нее в значительной мере рекрутировались кадры ВЧК. Но среди нацменьшинств в составе ВЧК в Москве евреи были только на третьем месте, уступая полякам, доля которых составляла 6,3%. Это точно соответствовало их доле в населении страны по переписи 1897 года.
Cреди руководящих и наиболее активных работников ВЧК, которых в сентябре 1918 года насчитывалось 220 человек, доля евреев и поляков возрастала до 8,6%, а латышей - до 52,7%. Но это объяснялось как более высоким образовательным цензом этих национальностей, так и их повышенным представительством среди революционных партий, включая большевиков и левых эсеров. Впрочем, то, что в 1922 году евреи составляли в РКП(б) 5,2% по сравнению с 2,1% в населении страны, можно объяснить скорее тем, что к тому времени от бывшей Российской империи отпала основная часть "черты оседлости". А те евреи, которые поддерживали большевиков, естественно, предпочли остаться на советской территории, что и дало их повышенную долю в партии. Для латышей также действовал фактор наличия в Москве латышской дивизии.
Кроме того, евреи были преимущественно городским народом. Среди городского населения Российской империи по переписи 1897 года они составляли 15,6%. А чекисты рекрутировались главным образом из числа городских жителей. Если же взять примерно 50 тысяч сотрудников губернских ЧК на конец 1920 года, то русские составляли там 77,3%, евреи - 9,1%, латыши - 3,5%, а поляки - только 1,7%. Пропорция евреев среди сотрудников ГубЧК была в 2,3 раза больше их доли во всем населении страны, но в 1,7 раза меньше их доли в городском населении.
Таким образом, никакого "еврейского засилья" среди "палачей ЧК" мы не наблюдаем. А уж об историко-культурной предрасположенности евреев к палачеству говорить просто стыдно. И миф о "палачах из черты оседлости" реанимируют только антисемиты. И не надо, как предлагает Олег Кашин, считать что вожди большевиков и чекисты - это "не евреи, не русские и не грузины, они большевики, к ним и надо относиться как к большевикам - одинаково". Ведь сами большевики придавали большое значение национальному вопросу в революции и гражданской войне и отнюдь не скрывали своей национальности.
Подобный подход, видимо, понадобился Кашину для того, чтобы не дай бог не возложили ответственности за преступления большевиков на русский народ: "Ни один народ не несет ответственности за преступления ленинской партии, и если так вышло, что самые популярные претенденты на эту ответственность - евреи и русские, то и отказываться от нее надо совместно, а не перекладывая на других". Я же думаю, что за большевиков несут ответственность все народы, оказавшиеся в составе советского государства, а русский народ, как государствообразующий, - в первую очередь. Без поддержки русских крестьян, рабочих и городской бедноты партия Ленина никогда бы не победила.
Трудно сказать, зачем понадобилось подобное "покаяние" Леониду Гозману. То ли он столь своеобразно попытался оправдать вице-спикера Думы. То ли просто неудачно сымитировал борьбу с черносотенством его же оружием, договорившись при этом до настоящего расизма. Так бывает, когда реальную борьбу с авторитарной властью подменяют ее имитацией.
Блоги
Статьи по теме
Каторга, какая благодать!
Выяснилось, что Толстой не зря недоумевает, страдая от людского непонимания. Окруженный экспертами по черте оседлости, Володин указал, что этот термин применялся и к каторжанам, и если кто из читателей носит шляпу, я бы посоветовал немедленно снять ее перед спикером в знак восхищения.Что-то даже в таком хитроумии проглядывает чужеплеменное, лукавое, иудейское.
Еще одна книга Александра Исаевича
Спустя сорок лет после своего эпохального литературно-общественного дебюта - "Одного дня Ивана Денисовича" - Александр Солженицын опубликовал вторую часть книги под названием "Двести лет вместе". Здесь наконец полностью высказаны взгляды выдающегося русского писателя на "еврейский вопрос". Эти взгляды не назовешь откровенно антисемитскими: между Солженицыным и Шафаревичем есть существенная разница. Однако Александр Исаевич делает российским евреям такое предложение, от которого они могут и должны отказаться.
Погром пером
Инцидент на Большой Бронной будет "поставлен в строку" сегодняшней России, но это вполне объяснимо. Дело в том, что насилие в отношении "инородцев" и "иноверцев" стало у нас повседневным явлением - как и распространение расистских и антисемитских идей.
Хрустальный вечер
Леониду Ярмольнику понадобилось еще и уверить себя, что к нему, как к русскому артисту, не имеет никакого отношения антисемитизм. И я прекрасно понимаю, что без этого Ярмольнику - как и многим другим, готовым отречься от себя самого ради иллюзии комфорта и безопасности, - просто не выжить.
Абажур под колпаком
Это ведь еще и звучит как парадокс: условный Леша Улыбка против безусловной Скойбеды. Пятое управление КГБ против "Комсомольской правды". Полицейский режим против национал-патриотки. Эти двое созданы друг для друга, так что, наверное, причин для беспокойства за журналистку нет ни малейших. Никто ее не привлечет, не осудит, не посадит. Это даже по-своему идеальный вариант.
Напутствие в Освенцим
Не успела общественность отреагировать на антисемитский манифест, подписанный двумя десятками депутатов, как авторы решили его отозвать. Возможно, борцам с мировым еврейством разъяснили, что юдофобское воззвание сослужит плохую службу Путину в преддверии его поездки на торжества, посвященные годовщине освобождения Освенцима.
Ветхий навет
Иерархи Московской патриархии призывают выяснить, не было ли убийство Романовых "оккультным". "Оккультный" тут эвфемизм, обозначающий "совершенный жидами". В том, что убийство Романовых совершенно по приказанию "жидов", руководство Московской патриархии убеждено.
Наветная святыня
Патриарх заехал в Белосток не случайно. Вероятно, он хорошо понимает, что лучшего места, чем у гроба младенца, "замученнаго от жидов", для речей о "все больше заметных антихристианских тенденциях" не найти. Ибо все эти "тенденции" исходят от либералов, ну а кто им платит и дергает их за ниточки, тоже все знают.