статья Телезавещание по каналам

Николай Петров, 20.06.2011
Николай Петров. Фото с сайта www.radiomayak.ru

Николай Петров. Фото с сайта www.radiomayak.ru

Последнее выступление президента Медведева на Петербургском экономическом форуме некоторые комментаторы назвали самым серьезным и самым политическим за все время его президентства. Так, пожалуй, и есть. Только оно скорее выглядит как политическое завещание - и не столько проливает новый свет на то, кто будет хозяином Кремля следующие 6, а может быть, и 12 лет (если кому-то это еще интересно), сколько лишний раз показывает, как устроены власть и медиасфера в нынешней России.

Президент в своей речи четко позиционирует себя как лидера скорее будущего, чем настоящего, и, постоянно повторяя слова "мой выбор", не делает ничего для того, чтобы этот его выбор разделило большинство сограждан, а не только продвинутая часть бизнеса. Он не выходит за пределы своей относительно узкой целевой аудитории. Последняя речь усиливает образ Медведева как президента позы - картинки, а не действия. Любые выступления Медведева можно произвольно менять местами - от перестановки мест слагаемых сумма не изменяется. Так и нынешняя речь на форуме могла бы прозвучать три года назад - и, кстати, смотрелась бы тогда намного выигрышнее. Чтобы не дай Бог никто не подумал, будто Медведев стал действовать самостоятельно, без оглядки на старшего товарища, заранее была опубликована специальная фотосессия, запечатлевшая Медведева и Путина вместе проводящими досуг и катающимися на велосипедах, причем разных. Довольно символично для тандема.

Итак, выступая на ПЭФе, президент, как это принято у наших лидеров, сделал ряд важных заявлений, обращаясь не столько к соотечественникам (нам были адресованы бессодержательные пресс-конференция в мае и президентское послание в ноябре), сколько к иностранным гостям, инвесторам. Предложения президента, чей срок завершается меньше чем через год, идут не столько в развитие им же ранее сформулированной повестки дня, сколько ставят принципиально новые задачи. При этом они никак экспертно не проработаны и неизбежно порождают вал самых разных толкований и комментариев. Это прежде всего касается высказанного в дополнение к очередному медведевскому списку новых шагов (теперь их шесть плюс к магнитогорским десяти) и немного впроброс предложения о расширении границ Москвы и создании столичного федерального округа с переносом на новое место значительной части государственных учреждений.

За пока очень общей декларацией президента, важной разве что для небольших, но влиятельных бюрократических и бизнес-групп, которые станут делить новый "пирог", забывают о других прозвучавших на форуме инициативах, непосредственно касающихся миллионов. Это, например, идея компенсации доходов бюджета, выпадающих при снижении страховых платежей для бизнеса, ускоренным ростом акцизов на табак и алкоголь. Средства массовой информации наперебой обсуждают возможные крайне затратные административно-бюрократические новации власти с формированием столичного округа, пропуская мимо ушей то, что завтра коснется каждого гражданина страны через резкий рост цен на сигареты, пиво, водку и другие товары повседневного спроса. Никто не спрашивает президента о том, как оглашаемые им все новые затратные прожекты сочетаются с им же объявленным сокращением налоговой нагрузки на бизнес и как это соотносится с курсом на сокращение присутствия государства в экономике.

Что же стоит за заявлениями Медведева?

Их суть, как представляется, не столько в изменении границ Москвы, сколько в придании столице статуса федерального округа с вытекающим из этого снижением автономности самого крупного и самого богатого на сегодняшний день субъекта федерации. Это своего рода вариант внешнего управления, нередко практикующийся по отношению к столицам федеративных государств.

Если так, то миссия Собянина - не замена плохого мэра хорошим, а искоренение заразы в принципе: разрушение выстроенной Лужковым политической машины и переключение рычагов управления городом на федеральные структуры, с тем чтобы уже никакой новый мэр не представлял собой угрозы для Кремля. Завершив эту миссию уже в ближайшее время, Сергей Семенович может спокойно вернуться в правительство - скажем, премьером. А кого после него назначат мэром, уже не особенно важно: это будет фигура не политическая, а техническая.

Что касается реального переноса госучреждений, то это в любом случае дело далекой перспективы, выходящей за пределы не только нынешнего медведевского, но и следующего, уже шестилетнего президентского срока. Достаточно посмотреть на до сих пор не реализованный проект Москва-Сити и на занявшее много лет строительство зданий комплекса правительства Московской области сразу за Кольцевой.

В отличие от выноса управленческих функций, переноса государственных учреждений, строительства города-спутника и т.д., изменение границ и порядка управления могут быть реализованы очень быстро. Собственно, этому учит жизнь: быстро у нас реализуется то, для чего достаточно подписать указ. Особенно если за этим стоят серьезные интересы. А интересы, похоже, тут очень серьезные. Здесь возможно получение колоссальных денег "из воздуха", и не только через огромные объемы нового строительства федеральных объектов (в этой сфере, как известно, резко усилились в последнее время позиции старых друзей премьера), но и через простой перевод в разряд федеральных значительной части самых дорогих земель в стране с последующим их распределением. Плюс к планетарным трубопроводам, Сочи-2014 и ЧМ-2018 приближенные к власти олигархи получают для освоения новый большой кусок бюджета.

Таким образом, столичный округ и другая новация Медведева - "специальная рабочая группа высокого уровня, которая подготовит предложения по децентрализации полномочий между уровнями власти", которую президент пообещал создать в ближайшее время, - отличная база для торга с элитными группами в преддверии предстоящих выборов и переформатирования власти. Только вот вряд ли ему самому предстоит в этом торге участвовать: он, по-видимому, останется в памяти речью "Мой выбор".

Если это действительно так и если предложения, озвученные Медведевым, более серьезны, чем обычные президентские инициативы, мы уже в ближайшее время увидим, как они заработают.

Николай Петров, 20.06.2011


новость Новости по теме