Черно-красная сотня
Попал мне в руки список Минкульта "100 лучших фильмов для школьников". И сразу же я увидела этот пушкинский сюр: "И в распухнувшее тело раки черные впились". Может быть, Минкульту лучше составлять списки для пенсионеров или уж сразу для покойников? Почему наши культурологические сети опять притащили мертвеца - после знаменитой школьной программы по литературе? Один знакомый ребенок показал мне свой учебник.
Для филфака МГУ похвально полгода изучать утопшую Лизу Карамзина. А в школе лучше в курсе истории дать его "Историю государства Российского". И только филологам нужен допотопный Княжнин, который уже в пушкинские времена не читался, да зачем еще размазывать на два месяца Фонвизина, когда на Митрофанушку хватило бы одного урока. Плюс куча летописей, где вечная Ярославна вечно топит читателей в своих патриотических слезах. Странное меню для деток, которых надо приохотить к чтению... Уйдут они в Интернет, запутаются в Твиттере, потеряются в Контактах, не вернутся из Фейсбуков, еще не дойдя даже до Пушкина. Хорошо, что знакомый ребенок умный, домашний, читающий, как-то переспал первое полугодие. Но разве не ясно - за счет древних скелетов и мумий можно было бы дать Гаршина, Леонида Андреева, Тютчева, да еще курс Бунина увеличить?
И с иностранной литературой по-прежнему плохо. Хоть бы четверть программы ей уделить. И мало одного Солженицына, чтобы сгладить непоправимый вред, нанесенный самосознанию ребенка пустой, лживой, барабанной советской литературой. По этой части программа не из Булгакова и Шварца состоит.
И как раз все эти ошибки, которые хуже преступления, повторились в списке кинематографическом. Из 100 фильмов 34 штуки, согласно спектральному анализу, - или откровенная, грубая, лживая советская пропаганда, или допотопные ленты, снятые в начале истории советского кинематографа, и даже досоветского, которые надо изучать не в школе, а во ВГИКе. Кому интересен сегодня "Стенька Разин" из 1908 года? Или никак нельзя было обойтись без лишнего бандита? Так взяли бы "Капитанскую дочку". И бандит (Пугачев) есть, и Пушкин, и экранизация талантливая. И долго ли мы будем таскать бездарную и слащаво-лживую горьковскую "Мать" из списка в список, хоть и в пудовкинском дизайне? И уж, конечно, без груды металлолома, то есть без "Броненосца Потемкина", нельзя было обойтись. Это для кинематографистов искусство (знаменитый эпизод с лестницей и коляской), для деток - это дурацкая агитка вроде пионерского галстука, не все же во ВГИК пойдут.
Мало было "Неуловимых мстителей" (фильм-то неплох, но нельзя же на неокрепшие юные души лить сериями такое вранье), так еще и древние, из 1923 года, абсолютно бездарные "Красные дьяволята" оказались на 47-м месте. И какой красный комиссар из Минкульта сунул в списочек "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков"? 1924 год! Дали бы вместо этого, раз уж хотите про двадцатые годы, "Интервенцию" Полоки и "Комиссара" Аскольдова, недаром эти фильмы на полке по 20 лет лежали.
И сколько еще поколений будут травить "Чапаевым", как стрихнином? И почему вместо неправдивого, но хотя бы талантливого и неоднозначного фильма "Семнадцать мгновений весны" с Табаковым и Пляттом рекомендуется плоский и фанатичный в своей советскости "Щит и меч"? Потому что это любимое чтиво Путина? И где "Плюмбум" Абдрашитова и Миндадзе? Почему дается более слабая "Охота на лис"?
В военный фильмах тот же перебор лояльности к официозу, однозначности и советскости. "Восхождения", "Судьбы человека", "Проверки на дорогах", "Иди и смотри" плюс "А зори здесь тихие" (отличные фильмы без прямой лжи) хватило бы. Тем паче что есть Тарковский, "Иваново детство". Это делает лишними осторожные "Живые и мертвые" и незамысловатую "Балладу о солдате". Тем более что есть калатозовские "Летят журавли". И можно было бы дать "Жизнь и судьбу" Гроссмана и Урсуляка. А уж "Они сражались за Родину" и "Освобождение" не только лживы, но и бездарны.
Давая "Утомленных солнцем" Никиты Михалкова, как можно было не дать продолжение, то есть "Предстояние" и "Цитадель"? Неприятную, страшную, но гениально выраженную правду. Там столько горечи и боли, что вкус к парадному и тщеславному изображению войны был бы отбит на всю жизнь.
Есть фамилия Данелии, но нет места для лучшего антитоталитарного фильма "Кин-дза-дза". Чудом попали в список антисоветские "Покаяние" и "Собачье сердце". Но сорвать с глаз детей повязку советской благополучной истории как основу их бытия - на это фильмов жалеть не надо. Здесь был необходим "Последний бой майора Пугачева", здесь нужно было включать "Чекиста" Александра Рогожкина о застенках ЧК, снятый по "Щепке" Владимира Зазубрина, и "Людоеда" (о подавлении Кенгирского восстания зэков), "Десять лет без права переписки", "Круглянский мост" и "Время танцора" Абдрашитова и Миндадзе, где приоткрывается правда о последней чеченской войне. И где "Ночевала тучка золотая" по повести Приставкина о чеченской депортации 1944 года, благо речь идет о детях, о русских и чеченских сиротах.
И надо было поставить в список хотя бы несколько западных и японских фильмов. Сильнейшие английские исторические фильмы "Человек на все времена" о Томасе Море и "Кромвель", американские "Храброе сердце" и "Спартак" Стэнли Кубрика. Там такая доза свободы! Из японских можно было взять "Легенду о Нараяме". И нельзя обойтись без великолепных фильмов Анджея Вайды: "Пепел и алмаз", "Дантон", "Бесы", "Катынь", "Человек из мрамора" и "Человек из железа".
И как не добавить Сокурова: "Молох", "Телец", "Солнце" и "Фауст". И дополнить все это перестроечным "Как живете, караси?".
Почему это не сделано? Потому что растить мыслящих людей не входит в планы Минкульта, и противники нынешнего просоветского режима им тоже не нужны. Пусть лучше детки благодарят Сталина и Путина за свое счастливое детство, пусть растут в изоляционистском аквариуме, как вуалехвосты, пусть рухнувшие стены советской истории для них останутся крепкими и отштукатуренными заново. Мы все пришли оттуда, из СССР, из детства. И вот нас опять силой и хитростью загоняют туда, то есть обратно.
Статьи по теме
Кадры мешают всем
Гражданка Каренина не подпадает под действие обновленного закона о защите детей, и ей позволено будет раскурить на телеэкране наркотическую сигарету. Но вот героям "Войны и мира" повезло меньше. На пороге фильма, который будет показан на Первом канале в это и следующее воскресенья, стоит предупредительный знак 16+.
Механическое кино
Видно, что "Цитадель" делалась Михалковым с идеей реванша не только на полях сражений, но и на художественном поприще. Автор решил тряхнуть стариной и показать класс плетения кружев психологических отношений меж своими персонажами. Но все выходит неубедительно. Его новые фильмы - что-то неоконченное для механического кинематографа.
Культура министра
Когда Маковецкий приехал на съемки в Париж, ему позвонил Авдеев и сказал, что его заслуженно любит публика, но будет ли на пользу его популярности исполнение роли изменника родины? Маковецкий внял совету посла - позвонил режиссеру и попросил его забыть его имя и номер телефона.
Кино без покаяния
Ступив на землю варшавского гетто, Вилли Брандт не стал говорить, что нынешняя Германия совсем не похожа на гитлеровскую, а опустился на колени в знак покаяния. Глава правительства России, чья молодость связана со службой в том самом ведомстве, которое расстреливало поляков в Катыни, ведет себя иначе.