Маргарита против Мефистофеля
Видно, "Граням" на роду написано подхватить полемику между "Новым миром" и "Октябрем" конца 60-х - начала 70-х. Тогда прогрессивный "Новый мир" и реакционный "Октябрь" пикировались в конце каждого номера, а читатели с аппетитом ждали продолжения. Сейчас приходится использовать разные грани одного издания. На одной стоит в позе Мефистофеля Эдуард Лимонов, явно желающий устроить Вальпургиеву ночь в масштабах всей России. На другой топчусь я - видимо, в роли Маргариты. Или чего-то среднего между юной и прекрасной (но глупой) Маргаритой и старой и мудрой ведьмой.
Но то, что происходит у нас, это точно будет посильнее "Фауста" Гете. Эдуард Вениаминович - писатель, и поэтому сам черт ему не брат. Я знавала одного поэта, звали его Нерон, и в интересах своего творчества он поджег Рим и сочинил об этом плохую поэму. Правда, жители Рима были все же посмелее наших совков - вот они и свергли поэта, и пришлось ему срочно кончать с собой. Я готова понять писателя Лимонова, которому скучно в России (а в Европе и Штатах - так и вовсе была тоска зеленая, из его же произведений это следует). Поджечь Россию - это будет страшно весело и романтично, к этому он и готовит своих волчат из НБП, воспитывая в них "агрессивность". Опять-таки цитирую.
За последнее время я выучила программу НБП (особенно прежнюю, основную - 1994 года, которую Лимонов держит на провинциальных сайтах, пряча ее от нелюбопытных демократов, как шулер держит туза в рукаве: крапленого туза, крапленую карту. Для регистрации эта честная партия сделала себе другую программу, что для одного из источников НБП - большевизма - является даже и правилом). Выучила наизусть, как стихи. Как дацзыбао. Хожу и всем рассказываю. Ношу в кармане. А то ведь потом поздно будет.
Некогда в Мюнхене одна неформальная организация, возглавляемая одним эстетом, авангардистским художником, решила устроить мирное, ненасильственное шествие. Кампания, можно сказать, гражданского неповиновения. А во главе колонны шел боевой генерал, герой войны. Ушли они недалеко. Полицейское Веймарское государство открыло огонь по мирным демонстрантам. А организатора шествия посадили в тюрьму. Увы, ненадолго. Но и за это время он успел написать там одно популярное произведение под названием "Майн кампф". Очень похоже. Романтики полно. Агрессивность так и прет.
Так зря или не зря посадили Гитлера? По-моему, его зря выпустили. Так вот, я, совмещая функции ведьмы и Маргариты, во-первых, чую, что у Эдуарда Лимонова явно есть рога, копыта и хвост на конспиративной квартире. И серой что-то пахнет. Хотя трогать Лимонова нельзя: у него есть литературный дар. И демократам говорю: "Дверь не открывай". Хотя это не роль Гретхен, не ее текст. Не выйдет, Эдуард Вениаминович, не видать вам бессмертной души российской демократии. Не продадим. Не отдадим наше право налево. Не будем расписываться кровью, а ведь она в вашей программе есть. Разве можно без крови присоединить Крым, Южную Осетию и Абхазию? "Права человека будут заменены правами нации", "тотальное государство", "кто был ничем, тот станет Дзержинским, Геббельсом, Молотовым, Герингом, Чиано, маршалом Жуковым"... "Россия - всё, остальное - ничто" (чем это лучше, чем нацистское "Ты - ничто, твой народ - всё"?), "Да, смерть!" как девиз, граната лимонка, "железный русский порядок", "космополитическая интеллигенция" в роли врага, национализация земли и бизнеса, замораживание цен... Нацистский флаг и повязки, где свастика заменена серпом и молотом, а все остальное демонстративно сделано под НСДАП...
Нет, это не фашизм. Они не фашисты, они только учатся. Раз их не судили в Нюрнберге, они просто не могут быть фашистами. Так обычно защищался Жириновский. Лимонов не защищается, он нападает. "Яблоко" и СПС, у которых хватило ума и вкуса не пойти на это красно-коричневое позорище, оказались "штрейкбрехерами". Ура! Когда речь идет о декабрьском восстании, то штрейкбрехерство - гражданский долг. Фигули вам на рогули: Молотовы и Риббентропы, обманувшие наивных правозащитников, всегда договорятся. Если Молотов не идет к Риббентропу, то Риббентроп идет к Молотову. Чиано Гиммлеру глаз не выклюет.
А где там место демократии? А в виде шкуры на стене. Так что нас вам не обмануть, наперсники возврата. Никаких вам империй - ни в Гибралтаре, ни во Владивостоке. Мы буржуи, мы хотим спокойно есть свои ананасы и жевать своих рябчиков. Нам нужен нормальный западный капитализм, без Путиных, без Зюгановых, без Лимоновых. Ни Стенек Разиных нам не нужно, ни Емелек Пугачевых. И если я, по словам Лимонова, "эксцентрик", то и ему прямая дорога в цирк на Цветной бульвар.
Только номера у нас разные. Я из своего цилиндра достаю свободу, сытость, процветание, спокойную, размеренную европейскую жизнь, добрую, честную, прогрессивную. А Лимонов достает из своего цилиндра гражданскую войну, голод, смерть, разруху, Третью Мировую, Сталина, Берию, ГУЛАГ, еще миллионы трупов россиян.
Какого фокусника предпочтет публика? Спорю, что меня. Под моей программой подпишутся все мамы, бабушки и коты Российской Федерации.
Дословно
Георгий Сатаров
Вы можете себе представить, чтобы в годы войны с фашизмом участники французского Сопротивления дрались между собой, выясняя отношения по поводу якобинской диктатуры? Нонсенс? А что делаем мы? А что, меньше опасность?
...Меня трудно заподозрить в приверженности к фашизму. Я не являюсь поклонником литературных талантов Лимонова. Но я хотел бы напомнить, что среди лозунгов, выбрасываемых на плакатах лимоновских ребят последние несколько лет, не было ни одного фашистского. Полагаю, что если бы они выбрасывали "Хайль Гитлер!", то не получали бы так незаслуженно много от российского "правосудия" и не пополняли бы новые ряды политических заключенных.
"Новая газета", 06.07.2006
Мариэтта Чудакова
(Из открытого письма Георгию Сатарову)
Одно дело — протестовать против, скажем, приговора одной из молодых последовательниц Лимонова (я протестовала, называя его "неправосудным и жестоким"), другое — обсуждать с ним и с Анпиловым, приглашенными Вами к участию в конференции, судьбу России.
Вы пишете, что не являетесь поклонником литературных талантов Лимонова. А я как раз признаю его талант — в том, по крайней мере, что у него читала (в частности, и в стихах, нередко сильных). Но присутствовала в том зале, где молодые лимоновцы, встав и вытянув руку в известном жесте, скандировали: "Сталин, Берия, ГУЛАГ!". И даже, честно говоря, участвовала в их выталкивании из зала (побоялась в первые секунды, что у наших интеллигентных мужчин решимости не хватит; к счастью, ошиблась)...
И в какой же роли была бы я на одной с ними конференции?
"Новая газета", 10.07.2006
Статьи по теме
Штрейкбрехеры
Что пообещал Кремль лидерам "Яблока" и СПС за отказ от участия в "Другой России", можно только догадываться. Но лучше не догадываться, а наплевать. Пускай их. Старые демократические партии выдохлись, выродились в штрейкбрехеров.
Июльские советы нечестивых
Кажется, июль мы проживем весело. Намечается даже некоторая ярмарка. Тщеславия и пиара. Конференции ожидаются самые разные, но роднит их недвусмысленное политиканство. Самая главная и самая противная - это, конечно, неполная "восьмерка".
Кремль и Другая Россия
Путин пригласил иностранцев (угрохав массу народных денег) - это отлично, он патриот, он Добро, это хорошо, он для России. Касьянов, Каспаров, Глазьев и др. на свою конференцию пригласили иностранцев - это чтобы унизить Россию, это предательство, это плохо, они Зло.
А в камерах наших сидят комиссары
Последний пикет в защиту политзаключенных был сорван лимоновцами, которые вынудили приличных людей уйти. Если "в комнатах наших сидят комиссары и девушек наших ведут в кабинет" - это еще полбеды. А эти уже и в камеры наши хотят попасть. Мне такие сокамерники не нужны.
Проблему НБП придется решить
НБП не спрячешь, она есть, активна, лезет из всех щелей российской жизни. НБП уже не пересажаешь - придется разом посадить несколько тысяч активистов. Мы, однако, готовы и к этому.
Я за большевиков. Против коммунистов
Призывы Лимонова к объединению демократических сил с силами национал-большевистскими и коммунистическими, особого отторжения не вызывают. Так, легкое смущение. Разногласия с Лимоновым могут быть лишь эстетические.
Избирательная правозащита
Г-н Подрабинек как бы не замечает того, что жестокость преследования лимоновцев несоразмерна их прегрешениям. И это понятно: он не любит нацболов не за то, что они недостаточно законопослушны, а за их идейно-политическую ориентацию.
Власть поскользнулась на лимонной корке
Хотя лимоновская партия продолжает именовать себя национал-большевистской, ее место в российской политической жизни коренным образом изменилось. Власть, с истерической жестокостью реагирующая на протестные акции молодых нацболов, опасается не их авторитарной идеологии, а их антиавторитарного потенциала.