Штрейкбрехеры
Во времена ожесточенной борьбы западных профсоюзов за свои права, а эти времена пришлись на мое послевоенное детство, советские газеты часто с негодованием писали о "штрейкбрехерах". Позднее, живя в Америке в 70-е годы, я распознал знакомое слово в виде английского strikebreaker, то есть тот, кто "ломает" забастовку. Имелись в виду люди, которые занимали места бастовавших рабочих за станками и у конвейера; производство таким образом не останавливалось, капиталист не терпел убытков от забастовки и не шел на уступки рабочим. Штрейкбрехеры вербовались либо на стороне, либо из части, как тогда писали, "несознательных" или подкупленных хозяином рабочих.
С тех пор Добро и Зло не поменялись местами. Когда я услышал, что господин Явлинский не явится на конференцию "Другая Россия", а господин Белых слишком горячо доказывает, что не хочет быть на одной конференции с нацболами и радикальными коммунистами, тут и пришло, всплыло из глубин памяти это краткое и понятное - "штрейкбрехеры"!
Чтобы оправдать себя в глазах общества (громогласно, многократно и при всяком удобном случае требующего объединения всей оппозиции - левых и правых), штрейкбрехеры обратились к старым трюкам. Им якобы не нравятся участники конференции. Но ведь состав участников был заявлен давным-давно, чуть ли не два месяца назад. Но ведь было сказано, что это будет не междусобойчик либералов и демократов, а собрание по возможности всего спектра оппозиции. И сила и неожиданность подобного высокого собрания именно и будет состоять в том, что политические лидеры, представляющие различные идеологии, соберутся вместе, чтобы в условиях полицейского государства сказать Путину "Уходи! Мы не допустим преемника-назначенца, мы хотим вернуть страну к свободным выборам парламента и президента.
И вот нате! Явлинский, это мне известно хорошо, колебался и дергался. И собирался участвовать, и не собирался. Но вовсе не по причине участия Лимонова и нацболов (в конце концов у нас 24 политзаключенных, мы принесли на алтарь отечества так много жертв; только тот, кто не хочет видеть, не видит этого), а по другим причинам: 1) давление Кремля; 2) опасение оказаться в политической изоляции, в проигрыше, если конференция будет иметь успех и приведет к формированию единого блока оппозиции. Эти две причины заставляли его колебаться и оттягивать решение. Наконец решил: выбрал быть с Хозяином. Решил трагически неверно для себя, ибо его партия, уверен, сделает свои выводы из этого поступка.
На прощание господин штрейкбрехер Явлинский не отказал себе в удовольствии обдать барственным презрением через своего пресс-секретаря тех, кто отказался работать на Хозяина. "Григорий Алексеевич находится в отпуске во Львове и не считает нужным прерывать его, чтобы послушать, с одной стороны, Тюлькина и Анпилова, с другой - разговаривать с оппозиционерами, которые стали ими после того, как их погнали из власти поганой метлой", - сообщила "Коммерсанту" г-жа Диллендорф.
Какие манеры! Хочется воскликнуть: "Браво, г-н Явлинский, достойно прозвучать в мемуарах, в главе "Почему я все проиграл". И там, поверьте, ваше высказывание и окажется. А история если и упомянет о вас, то как о штрейкбрехере. Страна собралась, чтобы бросить вызов Хозяину, а вы во Львове. Ну и сидите там... во Львове".
Господин Белых определенно собирался участвовать. И вдруг заметался, заспешил, затараторил. Тоже про неподходящих нацболов, хотя тоже прекрасно знал и два месяца назад, что нацболы будут на конференции. Совсем решился не присутствовать он только 7 июля, когда в пространной программе на "Эхе Москвы" наконец сжег мосты. Не будет, не придет, со "сталинистами", дескать, не сядет рядом. Ну я не знаю, что там говорит сейчас Анпилов о Сталине, я его лет шесть как не встречал, но я вовсе не причисляю себя к сталинистам (другое дело, что я трезво отношусь к Сталину). Да и что - сегодняшнюю реальную политику меряют отношением к Сталину, что ли? Тогда это не политика, а болтовня за чаем с водкой. При чем тут Сталин?
Против конференции и нацболов еще выступает Новодворская. Что касается Валерии Ильиничны, то на нее давно никто не обижается - не надо только воспринимать ее в контексте политики. Она не штрейкбрехер, у нее другой диагноз. Она эксцентрик, оригинал, председатель партии, состоящей из мамы, бабушки и кота. Простим ей. Пусть существует.
Но почему Белых? Чего вдруг? Надавил Кремль? Надавили Чубайс с Гайдаром, на которых до этого нажал Кремль? А я откуда знаю! Я только не верю в объяснение Белых: мол, компания ему не нравится, нацболы в частности. Каспаров не только не скрывал, кого он пригласил, но эта была суть конференции: Союз правых и левых. Речь вовсе не шла только об идеологических единомышленниках: демократах и либералах, которые объединяются уже дольше, чем Россия и Белоруссия.
Нацболы, их присутствие на конференции - неуклюжий предлог для того, чтобы спрятать свою суть штрейкбрехеров. Тут ни при чем ни Лимонов с нацболами, ни Анпилов, тут налицо полнейший кризис старых демократических партий СПС и "Яблока", которых поджимают сзади более энергичные, здравые и прагматичные политические организации демократов и либералов: ОГФ Каспарова, НДС Касьянова и Республиканская партия Рыжкова.Тем более надо было идти на конференцию со всеми.
Барственный тон Явлинского скрывает беду в его собственной партии и вообще среди старых демократов. Зря они так хорохорятся - на самом деле у них уже намного меньше влияния в массах, чем у национал-большевиков. И кроме этого, как я упомянул выше, велика конкуренция в их собственном лагере. Нынешний последний жест Явлинского и Белых четко и ясно подвел итог всей объединительной болтовне этих лиц: они не имеют мужества быть по эту сторону баррикад и потому находятся по ту сторону - с Хозяином.
Что им за это пообещали - вечное депутатство или суммы денег, - можно только догадываться. Но лучше не догадываться, а наплевать. Пускай их. Старые демократические партии выдохлись, выродились в штрейкбрехеров. Появились новые сильные демократические организации. В ближайшее время следует ожидать оттока личного состава из "Яблока" и СПС в новые демпартии. Это будет естественный результат кризиса и проявленной Явлинским и Белых трусости.
Что до национал-большевиков, то советую всем сторонам общественного конфликта оставить нас в покое. Болтунам, пикейным жилетам и трусам следует прекратить использовать НБП как предлог для штрейкбрехерства. А Кремлю лучше бы перестать идиотически пытаться представить нас фашистами - палеонтологические эти окаменелости больше не водятся даже в Бразилии. То, что вашим слабым умам представляется предосудительным "фашизмом", было коротким периодом становления новой, современной идеологии. Поскольку партию создали в свое время люди искусства, свободные люди, то они не боялись ворошить историю, искать и находить. В конце концов партия нашла себя и свою пронародную идеологию. И не подконтрольным Кремлю депутатам Государственной думы последнего созыва или выслужившимся из мелких делопроизводителей "единороссам", не другим нищим духом и убогим умом судить нас.
Мы хотим влиять на судьбу нашей страны, влияем и будем влиять. История России отныне немыслима без Национал-большевистской партии. Да, у нас были ошибки и, по-видимому, будут еще, но не мы садистски лишили 70 миллионов граждан сбережений в 1992 году, осуществляя "шоковую терапию". Не мы ввязались в 1994 году в кровопролитную войну в Чечне, не мы, не правительство нацболов стимулирует террористические акты в русских городах тем, что 12 лет ведет войну в Чечне. Не нацболы отдавали приказ о штурме с помощью газа театра на Дубровке, не мы, не нацболы осуществили варварский штурм школы с детьми в Беслане. Не мы обогащаемся, отбирая собственность у не близких к власти, ненавидимых ею бизнесменов. Не нацболы ежедневно выносят запредельно жестокие приговоры в российских судах. Это делаете вы, те, кто имеет наглость клеймить нас "фашистами". Вы не фашисты, господа, вас в этом не упрекнешь, вы просто создали и создаете условия для убийства большого количества российских граждан.
В декабре 2007 года должны состояться выборы в Государственную думу. Если они пройдут без участия НБП, ОГФ, партии Касьянова, это будут нелегитимные выборы. В марте 2008 года должны состояться выборы президента. Если среди кандидатов не будет кандидата от нас, объединенной оппозиции, это будут нелегитимные выборы.
Что до штрейкбрехеров, то история в этот самый момент переступает через них.
Дословно
Никита Белых
Мы не раз заявляли, что мы против объединения всех, кто против Путина. Мы за объединение всех, кто за свободу и демократию. А таких граждан, как национал-большевик Лимонов или сталинист Анпилов (еще один участник конференции), нельзя причислить к числу тех, кто за свободу и демократию. Это очевидно.
У нас много, и, к сожалению, чем дальше, тем больше, претензий к существующей власти. "Союз правых сил" - либеральная демократическая оппозиция правящей партии и Владимиру Путину. И, как правая демократическая оппозиция, мы не имеем ничего общего ни с гламурным фашизмом Лимонова, ни с ностальгическим сталинизмом Анпилова. Ни о какой коалиции "Союза правых сил" с этими персонажами и их организациями не может быть и речи.
"Известия", 10.07.2006
Георгий Сатаров
Вполне реально ожидать срыва конференции ("Другая Россия". - Ред.) властями или провокаций со стороны их штурмовиков... Они (власти. - Ред.) боятся нашего объединения... Они боятся объединения сил, представляющих весь оппозиционный спектр.
...Главный камень преткновения — участие в конференции людей вроде Лимонова (с его прежними экстремистскими лозунгами) и Анпилова (с его оправданием сталинских преступлений). Их участие пачкает наше святое дело.
Г-н Анпилов не был участником сталинских репрессий и не писал доносов на моего расстрелянного деда. Он просто считает Сталина великим человеком и не хочет признавать его преступлений, кстати, вместе с немалым числом миллионов российских граждан. Это их убеждения. И я, считая себя человеком демократических взглядов, не могу отказывать им в праве на эти убеждения.
Но дело не в этом. Вы можете себе представить, чтобы в годы войны с фашизмом участники французского Сопротивления дрались между собой, выясняя отношения по поводу якобинской диктатуры? Нонсенс? А что делаем мы? А что, меньше опасность?
И последнее. Многие респектабельные руководители КПРФ, прикормленные властями, являются махровыми шовинистами. Виктор Анпилов — искренний интернационалист и противник великодержавного шовинизма. И он так же, как и я, хочет блага России.
Меня трудно заподозрить в приверженности к фашизму. Я не являюсь поклонником литературных талантов Лимонова. Но я хотел бы напомнить, что среди лозунгов, выбрасываемых на плакатах лимоновских ребят последние несколько лет, не было ни одного фашистского. Полагаю, что если бы они выбрасывали "Хайль Гитлер!", то не получали бы так незаслуженно много от российского "правосудия" и не пополняли бы новые ряды политических заключенных.
"Новая газета", 06.07.2006
Сергей Ковалев
(О своем участии в конференции "Другая Россия")
Конечно, эта конференция неспособна – было бы глупо ставить перед ней такую цель – объединить в некую политическую коалицию столь разнородные силы. Потому что любое политическое объединение - партия, блок, коалиция, что угодно – не может существовать при столь серьезном расхождении по принципиальным вопросам. А политическое объединение – это все-таки объединение единомышленников. А вот что же такое гражданское общество? Гражданское общество – это совсем не объединение единомышленников. Гражданское общество – это совокупность весьма разных убеждений, интересов, часто несовместимых, противоположных. Когда же эта структура становится на самом деле гражданским обществом? При одном условии, это условие обладает исключительностью. Это условие состоит вот в чем – когда это общество ставит высочайшим для себя приоритетом мирное разрешение своих разногласий при помощи таких вещей, как право, демократическая процедура, независимое и справедливое правосудие. Вот если в обществе есть упрямая воля пользоваться этими приоритетами, тогда гражданское общество в состоялось. Если же обществу навязывается некое единомыслие, то тогда гражданского общества искать не надо. В условиях единомыслия его просто не существует. Вот причины, по которым такую позицию я намерен излагать и отстаивать.
"Эхо Москвы", 09.07.2006
Статьи по теме
Маргарита против Мефистофеля
На одной стороне стоит в позе Мефистофеля Эдуард Лимонов, явно желающий устроить Вальпургиеву ночь в масштабах всей России. На другой топчусь я - видимо, в роли Маргариты. Или чего-то среднего между юной и прекрасной (но глупой) Маргаритой и старой и мудрой ведьмой.
Июльские советы нечестивых
Кажется, июль мы проживем весело. Намечается даже некоторая ярмарка. Тщеславия и пиара. Конференции ожидаются самые разные, но роднит их недвусмысленное политиканство. Самая главная и самая противная - это, конечно, неполная "восьмерка".