статья Почему Америка не Россия

Илья Мильштейн, 27.06.2014
Илья Мильштейн. Courtesy photo

Илья Мильштейн. Courtesy photo

В грохоте войны, реальной и пропагандистской, расслышать эти слова трудно. Да и кому интересно, что там бубнит себе под нос отставной политик? Пусть он даже и участвует в таинственных переговорах с бывшим главой своей администрации, российским послом и боевиками из "Новороссии". Понятно же вроде, что работа в должности спецпредставителя Порошенко в Донецке - это для 75-летнего Кучмы занятие малопривлекательное. Доводилось ему, экс-президенту Украины, встречаться с людьми гораздо более яркими, нежели Медведчук, Бородай, Царев, Зурабов.

Тем не менее он с ними общается, и когда переговоры предсказуемо заходят в тупик, выясняется, что эти встречи вовсе не тяготят бывшего главу государства. Напротив, он воспринимает свою работу как важную миссию. Он делает выводы и делится с окружающими разными мыслями на сей счет. В частности, называет Соединенные Штаты Америки "самым надежным союзником" Украины.

К этим его словам стоит прислушаться, хоть их и заглушает грохот войны.

Дело в том, что Леонид Данилович Кучма - идеальный советский человек. Бывший секретарь парткома, а потом и директор днепропетровского ракетного завода "Южмаш", где днем и ночью ковали ядерный щит любимой Родины. То есть классический крепкий хозяйственник из тех, кто легко перекрашивался в перестроечные времена, а потом, после распада нерушимого Союза, шел в политику, чтобы, подобно Лужкову, мягким движением плеча отодвинуть от властной кормушки слишком романтичных и болтливых либералов. Кстати, Лужкова Кучма лично награждал орденом Ярослава Мудрого "за особый вклад в развитие сотрудничества между Украиной и Россией", то есть за миллиардные вложения в Севастополь. Причем незадолго до Оранжевой революции.

Иными словами, Леонид Данилович всегда был человеком идеологически подвижным, что и типично для homo sovieticus. И когда разразился скандал по поводу убийства журналиста Гонгадзе и миру были явлены знаменитые пленки, президент Украины с ходу брал след заказчиков этого спецмероприятия. Убийство Гонгадзе, говорил Кучма, - это "заговор ЦРУ". И после, в ходе "кучмагейта", когда приходилось совершать выбор между интересами России и Украины, он тоже не особенно колебался, отправляя в тюрьму Юлию Тимошенко и в отставку - премьера Ющенко. А сам быстро превращался в марионетку, дрыгающую руками-ногами под рукой кремлевского кукловода и произносящую время от времени мантры про заговор ЦРУ. И когда пришла пора под диктовку Путина выдвигать в президенты Виктора Януковича, Кучма покорно выполнил и этот приказ.

Майдан 2004 года потряс Леонида Даниловича. Главная беда заключалась не в том, что надо было до последнего поддерживать Виктора Федоровича. Главная беда заключалась в том, что ему, формально все еще сохранявшему пост президента до инаугурации преемника, надо было защищать Януковича теми методами, к которым призывала Москва. Надо было разгонять Майдан. Проливать кровь. Устраивать бойню. Кучма не решился, и в ходе многосторонних переговоров в Мариинском дворце, выговаривая себе условия почетной отставки у вождей революции и западных переговорщиков, он склонился к переигровке второго тура.

Должно быть, в те дни, просчитывая ходы, он впервые изменил своему советскому сословию. А потом, гораздо позже, когда будут ловить и судить участников убийства Гонгадзе, сотрудников МВД, а сам экс-министр внутренних дел накануне ареста якобы покончит с собой, Кучма, наверное, разберется в том, что они не являлись агентами Лэнгли. Больно уж непохожи. Адреса и явки были скорее московские, и самую большую выгоду из скандала извлекли в Кремле, но и эта версия осталась лишь на уровне слухов, сопровождавших не до конца раскрытое дело. Во всяком случае Кучма со временем заговорил про "иностранный след" в деле Гонгадзе, уже не конкретизируя.

Сегодня он объявляет США "самым надежным союзником" Украины, и в этих словах при желании можно расслышать лицемерные советские нотки, но куда больше здесь другого чувства. Чувства, которое объединяет подавляющее большинство громадян перед лицом иностранной агрессии и гражданской войны. Это чувство бессилия и отчаяния. Голосом Кучмы сегодня говорят миллионы измученных войной украинских граждан, и если помощь в борьбе с оккупантом можно найти только в Вашингтоне и Брюсселе, не ближе, то, значит, туда и надо обращаться в поисках партнера по грядущей коалиции. Бывший идеальный советский человек, бывший верный союзник Кремля, автор книги про Украину, которая не Россия, туда и обращается.

К слову, это еще одна иллюстрация к той банальной мысли, которую уже многие внятно сформулировали, но не грех повторить. Захватив Крым, унизив и продолжая мучить Украину, Владимир Путин изо всех сил приближает ту геополитическую катастрофу, о которой с таким надрывом говорил применительно к ХХ веку. И если вчера Россия, теряя Восточную Европу и страны Балтии, расплачивалась по счетам прошлых столетий, то ныне, навсегда расставаясь с Украиной (на очереди Казахстан и Белоруссия), платит за политические безумства сегодняшних хозяев Кремля. Причем раньше, во времена царей и тиранов, при безгласном народе, вину еще можно было сваливать на власть. Теперь, когда так называемого Путина в эпоху интернета и конституционных свобод поддерживает 80% избирателей, оправдываться куда трудней. Телевизор - предмет неодушевленный, и в будущее как смягчающее обстоятельство его с собой не унесешь.

Разумеется, призыв о помощи к США еще не означает действенную помощь, и недавний скандал с "польской прослушкой" о том свидетельствует весьма убедительно. Если верить этому сливу, глава МИД Польши Радослав Сикорский в частной беседе заявил, что альянс между США и Польшей "даже вреден" для его страны, "потому что создает у поляков ложное чувство безопасности". Тогда как Америка ничего не гарантирует и в случае реальной угрозы может и не защитить союзника. Комментировать тут почти нечего, можно лишь отметить, что такой разговор был бы немыслим до украинской трагедии и что молодой польский министр в сравнении с романтически настроенным стариком Кучмой выглядит сугубым пессимистом.

Впрочем, предметом громкого обсуждения становятся уже не только речи несдержанных поляков, но и российские уши, торчащие из их мобильников. И только от Америки и Запада в целом зависит, сколько горькой правды было в тех подслушанных словах. Или невольной лжи, если предположить, что самый надежный союзник славянских народов готов отстаивать их независимость в противостоянии со Старшим Братом. В общем, надежность под вопросом, и хочется верить, что Барак Обама не обманет надежд окончательно прозревшего Леонида Кучмы.

Илья Мильштейн, 27.06.2014


в блоге Блоги

новость Новости по теме