Видеокадровый скандал
Византия – страна засекреченная, как ее ни назови и в какую эпоху ни наблюдай. Таинственно буквально все: законы, кадровые перестановки, взлеты и падения жуликов и воров, вспышки начальственного гнева. Даже рептильная, с ухватками крокодила пресса в этой стране время от времени порождает загадки.
Пример из "Жизни".
Президент распекает министров, грозя их уволить. Видеозапись утекает в таблоид, газета "Жизнь" (LifeNews по-русски) предает гласности эти кадры, раскручивается скандал. И вроде сюжет незамысловат, и вдумчивым византийским экспертам, которые давно уже все знают про Владимира Владимировича и трудовую династию Габреляновых, не составляет труда решить этот ребус.
Ясно же, что Путин готовит страну к отставке Медведева, а известный ресурс для того и существует, чтобы сливать туда разнообразные новости, как бы недостойные печати – от телефонных прослушек оппозиции до несдержанных, но таких по-человечески понятных президентских речей. Вот и слили, и политически грамотные комменты к репортажу ("так и надо с ними разговаривать... Пора уже давно закручивать гайки... Владимир Владимирович МОЛОДЕЦ!") как бы подтверждают догадку искушенных политологов. Стало быть, за два часа до выступления Медведева в Думе ему и электорату послали, как это принято в Византии, сигнал. Один из экспертов даже предсказывал грядущее "публичное унижение" премьера в парламенте. Дескать, поиграли в тандем – и хватит.
Однако дальнейшие события развивались совсем не так, как предполагали наши византологи. Дмитрий Анатольевич безнаказанно отчитался перед народными избранниками, а напоследок еще и позволил себе резкость, заявив, что не отдаст министра Ливанова, и депутаты обиду проглотили. Заметно было также, что премьер пребывал в очень хорошем настроении.
Зато настроение явно испортилось у путинского пресс-секретаря Дмитрия Пескова. Он обрушился с критикой на LifeNews, используя слово "неэтично", что было интересно само по себе, если вспомнить о репутации издания, а также пресс-секретаря. Кроме того, Песков сообщил, что корреспонденты портала будут изгнаны из президентского пула. Налицо разрыв шаблона, и тут сюжет, казавшийся простым, обретает привычную византийскую вязкость.
Задумываешься, в частности, о том, что Византия – это все-таки не Северная Корея, не гитлеровская Германия и не сталинский СССР. Это более сложная система, оттого столь непредсказуемы ее внутриполитические загогулины. О текущей эпохе размышляешь, причем в диалектическом ключе: с одной стороны, куда ни глянь, сплошное бесстыдство и разводки; с другой стороны, отвращение к этим временам уже испытывают многие, и даже самые отъявленные столпы режимы вдруг поражают публику какой-нибудь человеческой реакцией на происходящее.
Нельзя также не сказать об уникальности журналистской профессии, которая порой творит чудеса с самыми неожиданными людьми. Азарт ли захватывает, совесть ли просыпается, но если вчера ты шевелил ушами в мобильниках несогласных, то не исключено, что сегодня забудешь выключить камеру при Путине, хотя президент тебя об этом русским языком попросил. А завтра, откликаясь на раздраженные речи пресс-секретаря, вдруг твердо заявишь: "Это наша работа!" И даже осмелишься опровергнуть слова Пескова, утверждавшего, что Путин в Элисте подвергал разносу региональное начальство. Нет, президент обращался к членам правительства, информирует публику Ашот Габрелянов и даже грозится в ответ на "гонение в нашу сторону" опубликовать "полное видео, из которого все станет понятно". Прямо НТВ какое-то эпохи Гусинского, а не газета "Жизнь".
Впрочем, жить в Византии и думать, что разгадал хоть одну из ее тайн, – легкомыслие непростительное. Поэтому правдоподобны любые версии происходящего. Это спектакль, в котором Путин, Песков и Габрелянов-младший доигрывают свои заученные роли. Это бунт исполнительного директора издательского дома "Габрелянов и сын" - с последствиями для холдинга довольно мрачными. Это случайный скандал, который завтра рассосется, поскольку обеим сторонам совсем невыгодно его продолжение. Это прелюдия к скорой отставке Медведева. Это совершенно бессмысленный эпизод из жизни элит, ибо зачем президенту готовить народ к уходу премьера, когда заранее известно, что его отставка не произведет ни малейшего впечатления на избирателей.
К слову, последнее объяснение представляется самым логичным из всех. В рамках той логики, которая определяет нашу политическую жизнь и описывается поговоркой "мужики лобзиками лес валят". Иначе говоря, бессмыслица является основным содержанием этой политической жизни, оттого и не поддается разгадке. В чем и заключается главная государственная тайна Византии, которую невозможно до конца постичь и разгласить. Хотя, говорят, в нее можно верить.
Блоги
Статьи по теме
Выходит на защиту волк
Громко высказался по поводу финско-российского инцидента только Александр Залдостанов – из-за которого, собственно, и случился скандал. Это ведь его "Ночных волков" в Хельсинки объявили в розыск, а Владимира Владимировича пытались незаконно репрессировать по той причине, что он был знаком с байкерами. Залдостанов заговорил, но, ей-богу, лучше бы он этого не делал.
Режим параличной власти
Аппарат, созданный для исполнения властных решений, не может просто остановиться и самоликвидироваться. Он переходит в режим хаотического поиска сигнала. Когда сигнала нет, за него начинает приниматься любой "шум", который система многократно амплифицирует. Столкнувшись с беспорядочным движением наверху, система, не приспособленная к выработке решений, вдруг становится "творческой".
Суммы и тюрьмы
В России теперь может быть все что угодно - именно потому что разбалансированы не только взаимоотношения власти и общества, не только сами функции государства и его правоохранительных ведомств. Разбалансированы и отношения в элите, исчезли все невидимые границы допустимого, от сумы и от тюрьмы сегодня не зарекается никто.