Проходимцы
Кто бы сомневался в том, что кадровые политические решения принимаются в кулуарах, в приватных беседах за чашечкой кофе, рюмочкой коньяку или стаканчиком водки, на охоте, в сауне или чьей-нибудь постели – все в зависимости от национальных традиций и культурных предпочтений. На публику выносятся чаще всего согласованные решения. Хорошо это или плохо, но так делается во всем мире.
Почему такие вещи скрывают от глаз широкой публики, тоже понятно – торги, интриги и манипуляции выглядят неприлично, а иногда и противозаконно. Когда это случайно или неслучайно выплывает на свет божий, происходят неприятности. Потому что общественность такие методы, как правило, осуждает; законники и правоохранители моментально делают стойку, а пресса и оппозиция только и ждут повода смачно посадить власть в грязную лужу.
Увы, все это не про нас. Когда оппозиции нет, законники приручены, пресса полузадушена, а общественность пребывает в летаргическом сне, стесняться некого. То, что везде считается неприличным, можно делать на виду у всех. Например, решать вопрос о кормлении Валентины Матвиенко на новой должности.
Президента Медведева, предложившего Матвиенко на пост председателя Совета Федерации, не смущает то обстоятельство, что сия дама по закону эту должность занимать не может, ибо не является депутатом хоть какого-нибудь уровня. Почему не смущает, понятно – плевое препятствие, пустяковый вопрос. Изберут куда-нибудь!
Вот тут и наступает момент, о котором в приличном государстве говорить неприлично: кто изберет? Одно дело президент – это без труда и сколько угодно; другое дело – избиратели. А вдруг не изберут?
Эта дикая мысль не может прийти Медведеву в голову, поскольку он не хуже нас знает, как делаются выборы в России. Но приличия ради решение этого вопроса следовало бы оставить избирателям. Однако для власти соблюдение приличий – глупая и обременительная затея.
Если так по-простецки ведет себя президент, то чего же ждать от губернатора Матвиенко? Она согласна! Она готова стать спикером Совфеда, несмотря на то что не является депутатом. Не такие препятствия обходили!
Уже называются два муниципальных образования в Петербурге, где может баллотироваться Матвиенко: Ломоносов и Александровская. Четверо депутатов от "Единой России" в Ломоносове уже готовы сдать свои мандаты, чтобы были назначены новые выборы, на которых сможет победить Валентина Ивановна. Депутатов не смущает ни то, что они плюют на доверие своих избирателей ради амбиций г-жи Матвиенко, ни то, что они вводят бюджет в дополнительные расходы на выборы. Про чувство собственного достоинства и говорить нечего – "Единая Россия"!
Между тем петербургское отделение "Солидарности" уже готово выставить в каждом из одномандатных округов Ломоносовского муниципального округа своего кандидата. Если выборы будут честными, что на муниципальном уровне еще возможно, то шансов на победу у Матвиенко немного – очень уж ее не любят в Петербурге. Поэтому, быть может, в последний момент она ринется в какой-нибудь другой округ в надежде проскочить незамеченной. Однако вряд ли это получится. Питерская "Солидарность" намерена выставить своих кандидатов во всех округах на всех ближайших выборах.
Использовать местную власть как дешевый трамплин для прыжка в Совет Федерации – замысел тоже не из приличных. Местное самоуправление по идее создано не для того, чтобы политические проходимцы решали с его помощью свои карьерные проблемы. Избираешься в местную власть – изволь в ней работать! Или не занимай своей дутой персоной место реального кандидата в муниципальные депутаты.
Уже давно хамоватые политики, развращенные вседозволенностью и безнаказанностью, легко возглавляют списки кандидатов, чтобы провести свои партии в парламент, не имея при этом ни малейшего намерения работать в парламенте самим. Они даже не стесняются обмана и, пожалуй, обидятся, если сказать им, что они лжецы и проходимцы – и в прямом, и переносном смысле слова. Как, например, Владимир Путин, возглавивший на парламентских выборах 2007 года список "Единой России" и ни единого дня не поработавший для России в Государственной думе.
Совершенно необходимо, на мой взгляд, ввести административную ответственность за злоупотребление доверием избирателей. Сложение депутатского мандата и оставление выборной должности без уважительных причин должно наказываться солидным штрафом и двадцатилетним запретом избираться в органы власти всех уровней. Тогда Владимир Владимирович и Валентина Ивановна, возможно, десять раз подумали бы, прежде чем вытирать ноги о местное самоуправление и избирательные процедуры.
Что же касается новой должности Валентины Матвиенко, то было бы замечательно, если бы, оставив пост назначенного Путиным губернатора Петербурга, она не смогла избраться муниципальным депутатом. Не из политических соображений, а ради приличия.
Блоги
Статьи по теме
Мораль сей башни
Ситуация с газоскребом - знаковая. За все последние годы в Петербурге не было ни одной другой проблемы, которая, как эта, всколыхнула бы город, и заставила "выйти на площадь" многих из тех, кто всегда был далек от политики, кто никогда не стремился ссориться с властью и громко протестовать против ее действий.
Петербург 2010
В последний раз с таким восторгом о России писал Лион Фейхтвангер в незабываемом труде "Москва 1937". Правда, он, в отличие от Мэри Дежевски, честно признавался, что "симпатизировал с самого начала эксперименту, поставившему себе целью построить гигантское государство только на базисе разума",