статья Петербург 2010

Борис Вишневский, 07.09.2010
Борис Вишневский. Фото с сайта kamsha.ru

Борис Вишневский. Фото с сайта kamsha.ru

Обсуждать всерьез прогноз, сделанный в британской газете Independent устами Мэри Дежевски, - о будущем питерского губернатора Валентины Матвиенко, которая якобы может стать российским аналогом Маргарет Тэтчер или Ангелы Меркель и будущим президентом, - решительно невозможно. В самом деле, так и видишь Путина, который (следуя фантазии Дежевски) возвращаться в президенты не хочет, а Медведева поддерживать не желает. Сидит и думает – на кого оставить Россию? Открывает Independent и понимает: вот оно! Есть женщины в русских селеньях!

Обсуждать можно лишь одно: почему и как статья, где льстивый тон сочетается с явной некомпетентностью (и то, и другое крайне нехарактерно для британской прессы) вообще появилась. "Явно заказной" назвал статью Дежевски Владимир Буковский, приславший мне ссылку на нее и посоветовавший: "Пишите гневные письма".

Действительно, разве что газета "Петербургский дневник" позволяет себе в таких хвалебных тонах описывать деятельность Валентины Ивановны. Но смольнинский пропагандистский рупор хотя бы не делает при этом фактических ошибок. Не называет фармацевта по образованию (притом ни дня по специальности не работавшую, а сразу подавшуюся на комсомольскую работу) "ученым-естественником" и "химиком", дабы провести аналогии с бакалавром химии Тэтчер. Не сообщает, что Матвиенко работала "заместителем министра" (в правительстве она была только вице-премьером). И не радует читателей "открытием": мол, преимущество Матвиенко в том, что она была замечена и назначена на высокую должность Владимиром Путиным (хотя вице-премьером ее за пять лет до губернаторства назначал Борис Ельцин).

Это, впрочем, еще полбеды. Куда хуже - что, собственно, и позволяет вместе с Буковским счесть статью г-жи Дежевски обычной "заказухой" - изображение питерской ситуации в исключительно сусальных тонах. В таких же тонах выдержаны и ежегодные послания Валентины Матвиенко, после которых неизменно начинаешь думать, что мы с ней живем в разных городах - как и с автором статьи в лондонской назете.

Мэри Дежевски не увидела в Петербурге ни разрушения исторического центра, ни вырубки скверов и садов, ни уплотнительной застройки, ни безумно затратных для бюджета и притом неэффективных "проектов века", ни разгона оппозиционных митингов, ни отстранения оппозиции от выборов, ни удушения малого бизнеса, ни паралича власти зимой 2010-го (когда город был засыпан снегом, а Валентина Ивановна отдыхала за границей), ни удивительно успешного бизнеса сына губернатора - Сергея Матвиенко...

Может, Дежевски посещала какой-то другой Петербург - и потому сообщает, что город за время правления Матвиенко изменился к лучшему, что "впервые за 30 лет моих визитов люди на улицах кажутся уверенными и довольными собой", что благодаря Матвиенко улучшилась демографическая ситуация и увеличилось число туристов и что Матвиенко относится к "немногим российским политикам, серьезно занимающимся проблемой коррупции". Последнее доказывается трансляцией в Интернете заседаний городского правительства и наличием "горячей линии", куда можно звонить с сообщениями о коррупции(!).

В последний раз с таким восторгом о России писал Лион Фейхтвангер в незабываемом труде "Москва 1937". Правда, он, в отличие от Мэри Дежевски, честно признавался, что "симпатизировал с самого начала эксперименту, поставившему себе целью построить гигантское государство только на базисе разума", и радостно уверял: "Когда из этой (западной. - Б.В.) гнетущей атмосферы изолгавшейся демократии и лицемерной гуманности попадаешь в чистый воздух Советского Союза, дышать становится легко". Как легко дышится в возрожденном Арканаре...

Наконец, апофеоз ловкости пера, которая должна обмануть глаз, – проблема "Охта-центра". "Кажется, Матвиенко поддерживает этот проект, - пишет Дежевски, - но ее позиция не характеризуется догматизмом, который мог бы воспрепятствовать компромиссу с протестными группами, обеспокоенными опасностью для силуэта Петербурга". Да не "кажется", а всей душой поддерживает Валентина Ивановна этот проект и многократно об этом заявляла – о чем известно любому мало-мальски добросовестному журналисту. И ни на какие "компромиссы" она в этом вопросе идти не собирается – презрительно называя тех, кто борется за сохранение исторического облика Петербурга, "крикливыми защитниками исторического центра".

"Российская Тэтчер", понимаешь... Попробовала бы подлинная Тэтчер прокручивать бюджет Лондона через банк своего сына, сносить исторические здания, заменяя их "элитными жилыми комплексами», вырубить Гайд-парк под застройку, разгонять митинги протеста, снести десятки тысяч частных гаражей, задавить малый бизнес, передавать за гроши (то есть за пенсы) городскую землю "нужным людям" и снимать оппозиционные партии с выборов… Как долго она бы в этом случае продержалась у власти? Но развесистая пропагандистская клюква рассчитана на доверчивого британского читателя, который питерских реалий не знает и считает, что они именно таковы, как пишет Дежевски. А источник ее творческого вдохновения, как представляется, прост: пиар-служба Смольного, которая озабочена исправлением зарубежного имиджа Валентины Ивановны, сильно пострадавшего в результате эпопеи с "Охта-центром", разгонов мирных митингов и шествий и попыток увековечить память стоявшего у истоков ее комсомольско-партийной карьеры одиозного первого секретаря Ленинградского обкома КПСС Григория Романова.

Это, собственно, особо и не скрывается – смольнинская пресс-служба уже поблагодарила Мэри Дежевски за "теплые слова о Петербурге и за высокую оценку работы губернатора" и призналась, что в минувшую субботу журналистка была в числе участников клуба "Валдай", с которыми Матвиенко встречалась в Смольном. Журналистка, заметим, со своеобразной репутацией: если взять на себя труд ознакомиться с ее творчеством, выяснится, что Мэри Дежевски поддерживала кремлевское объяснение войны с Грузией в 2008 году и осуждала Запад за критику России, деликатно именовала установление путинского авторитаризма "попыткой нащупать эффективные рычаги управления" и объявляла причиной смерти Александра Литвиненко "не политическую вендетту, а незаконную торговлю ядерными материалами и неосторожное обращение с радиоактивным веществом". Знали, в общем, кого приглашать для написания статьи, нехарактерной для британской прессы.

Впрочем, гипотеза о хорошо оплаченном пиаре не является единственной. Может быть (как полагает профессор Европейского университета в Петербурге Владимир Гельман), это лишь удачная попытка повысить индекс цитируемости Independent. А может быть, и просто любовь.

Борис Вишневский, 07.09.2010


в блоге Блоги

новость Новости по теме