Антизападный запал
Называя правительство "все еще единственным европейцем в России", Пушкин прибавлял: "И сколь бы грубо и цинично оно ни было, от него зависело бы стать сто крат хуже".
Спустя 178 лет, во втором десятилетии XXI века, правительство России не только само отказывается от звания европейца, но и отказывает России в праве называться европейской страной. Именно это явствует из проекта программы "Основы государственной культурной политики", составленного в Министерстве культуры РФ и направленного на высочайшее одобрение в Кремль.
"Россия не Европа" - такая у нас теперь будет государственная национальная идея. А что же она такое? Оказывается, "уникальная и самобытная цивилизация, не сводимая ни к "Западу" ("Европе"), ни к "Востоку". Текст проекта, щедро уснащенный цитатами из основоположника В.В. Путина, содержит наукообразные фикции вроде "единого культурного цивилизационного кода" и "духовно-культурной матрицы", которые, понятное дело, "скрепляют нацию". Самое смешное, что, рассуждая о "системе самобытных, доминирующих в обществе ценностей, смыслов и взглядов", авторы проекта не формулируют эти ценности и не излагают эти смыслы и взгляды.
Инициатор проекта, министр культуры Владимир Мединский строго говорит: "Не выдергивайте из контекста. Россия не просто Европа. Россия — это вообще-то половина Европы. Но это куда шире, чем только Европа". И тотчас добавляет: "Корни нашей цивилизации уходят в Византию..." Отсюда уже рукой подать до концепции Третьего Рима. По мнению Мединского, на том, что Россия – отдельная цивилизация, "давно сошлись лучшие умы и нашей, и европейской философии".
Министр культуры волен считать лучшими умами кого ему заблагорассудится. Но неужто он будет спорить и с тем, что классическая русская культура родилась и выросла на общей с Европой почве? Он не то чтобы спорит, но считает, что у Европы все в прошлом: "Именно из "просвещенной Европы" к нам пришли такие идеологические течения, как расизм, фашизм, вульгарный атеизм, кстати, коммунизм с теорией "классовой ненависти"..." Россия, полагает министр, остается единственным хранителем "классических европейских ценностей", которые давно уже извращены и изгажены самим Западом: "В ценностном плане Запад превращается сейчас в свою противоположность, и Россия вынуждена культурно защищаться от "Анти-Европы", чтобы хотя бы у себя сохранить Шекспира без педофилии и "Маленького принца" без гомосексуальной "пластики".
А мне вот помнится, что Джульетте еще не исполнилось 14 лет и что некоторые сонеты Шекспира обращены к юноше...
Но как бы нам все-таки узнать побольше и поточнее о самобытных русских ценностях, смыслах и взглядах?
Г-н Мединский советует "включить голову" и открыть школьную программу по литературе. Одна из "русских традиционных ценностей" - Ярославна из "Слова о полку Игореве". Другая – Петруша Гринев из "Капитанской дочки", положительный пример честного служения отечеству и верности в любви. Тут же министр дает волю своей буйной фантазии: "И если вы поставите оперу "Князь Игорь", в которой Ярославна танцует вкруг шеста, мастурбирует и клянчит кокс у половецкого хана, это и будет разрушение традиционных ценностей". Не стоит рассчитывать на господдержку и режиссеру фильма "про то, как Петруша Гринев вступил в интимную связь с Пугачевым, а обкурившийся Швабрин его взревновал". Герои "Братьев Карамазовых", по словам министра, - это "утверждение ценностей "от противного".
Стесняюсь спросить: а Соня Мармеладова и Катюша Маслова – они тоже "от противного"? Вронский, разумеется, утверждает традиционные ценности, в число коих входит и здоровый образ жизни: он занимается конным спортом и едет на войну защищать братьев-славян. А вот Анна Аркадьевна ценности явно разрушает – изменяет мужу, употребляет наркотики и применяет контрацептивы, то есть портит России демографию, которую Министерство культуры тоже считает своей компетенцией.
Особую ненависть министра и авторов проекта "Основ культурной политики" вызывают такие достижения "анти-Европы", как мультикультурализм и толерантность. Они кстати подобрали и цитатку из послания президента Федеральному собранию – ту, где он говорит о "так называемой толерантности, бесполой и бесплодной". Поняли тонкий намек? Министр же Мединский выражается так: "Это мертвый, абстрактный принцип, заставляющий смиряться с любым чужим действом, в том числе с бесчинствами, уродством, пошлостью". В отличие от нашего "цивилизационного кода", который предполагает любовь и уважение к чужой культуре. Министр дважды в одном и том же интервью повторяет пример, который кажется ему особенно удачным: "Не "терпеть" кавказскую лезгинку, а восхищаться ею и подключаться к ней, как подключаются казаки".
Что касается меня, то я прекрасно обойдусь и без лезгинки, и без подключающихся к ней казаков. Вся эта посконная сермяга не имеет ни малейшего отношения к русской культуре, которую я люблю и которая, конечно же, не "больше Европы", а ее достаточно скромная часть.
Блоги
Статьи по теме
Хейс с вами
Кодекс Хейса основательно прохудился и в 1968 году был заменен системой классификации фильмов, ничего не запрещающей, но предупреждающей зрителей. И вот теперь нечто подобное собирается ввести Союз кинематографистов России. Россия хочет быть центром морального возрождения, а на вооружение берет инструмент чуть ли не вековой давности.
Культурный свой
Самым сенсационным при формировании нового правительства стало назначение Владимира Мединского министром культуры. 41-летний пиарщик и политтехнолог "Единой России" теперь, видимо, должен стать всероссийским пропагандистом, превратив министерство в свой рупор. Доктора Мединского уже сравнивают с доктором Геббельсом.
Возвратный тиф
Предположение о том, что переименовать Волгоград не позволит избрание его в качестве одного из городов, где состоится чемпионат мира по футболу в 2018 году, сродни уверениям о коллапсе путинской власти осенью 2012-го. Наоборот, все говорит о том, что этот цикл российской истории стране придется пройти до конца.
Оперные уполномоченные
Оперное искусство снова подвергается нападкам высокоморальной общественности. Родители несовершеннолетних участников спектакля "Сон в летнюю ночь" в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко намерены "забрать детей из этой грязи", потому что "после репетиций весьма сложно ориентировать их на нравственные ценности".