Про единство и борьбу. Ответ Поэлю Карпу
«...внять не одной «элите», но всем классам общества, понять, что их классовая борьба - часть их сотрудничества. Буржуа и пролетарии - противоположности, но еще Гегель объяснил про единство и борьбу противоположностей». Так пишет Поэль Карп.
Гегель был диалектик - и он рассматривал все в развитии. А Ваша апелляция к Гегелю - не что иное, как метафизика. На этом «гегельянство» заканчивается по одной простой причине: вы боитесь сказать, что борьба противоположностей всегда заканчивается поражением одной из сторон. Только благодаря этому свойству бытия рождаются новые противоречия, более сложные и совершенные, решение которых порождает еще более сложные антагонизмы, и так до бесконечности. Свойство борьбы противоположностей - не застывшая борьба вечных А и Б, а ежесекундное изменение условий этой борьбы, и, как следствие, смены действующих лиц. Это и называется прогрессом.
Приведу более понятный пример: неразрешимое противоречие между аристократией и буржуазией в период Французской революции. Что было бы, если бы такие противоположности, как аристократ и свободный торговец, застыли в вечном «единстве и борьбе»? Этого просто не могло быть. Потому что капитализм нуждался в развитии, потому что даже самый богатый буржуа имел потолок незнатного происхождения, в который беспомощно упирался. Он мог иметь деньги, но был жестко унижен в правах. И буржуазия не могла не восстать – должен был остаться только один из этих классов. Или аристократы, или капиталисты. Аристократы не могли остаться, они проиграли, потому что с ними не могло быть прогресса, потому что капитализм должен был победно шагать вперед: нужны были мануфактуры и биржи, торговля и предпринимательство, а не выцветший фамильный герб на двери старенькой кареты. Истории это было необходимо.
Сразу же после своей победы, которую им поднесла холодная и безжалостная ладонь Истории, капиталисты решили отменить этот закон. Они сказали: «Единство классов навеки с сегодняшнего дня». Но если классовая борьба продемонстрировала свое могущество и неотвратимость один раз, почему она остановится? Разве исчезли классы?
Вы сделали большой шаг вперед по сравнению с оголтелыми либералами-пропагандистами - вы говорите о классовой борьбе, которая не только не утихает, но и усиливается с каждой секундой, пока капитализм решает свою главную проблему: проблему прибыли. Так скажите и дальше, будьте честны: классовую борьбу не остановить, как бы этого ни хотелось. Есть олигархи Прохоровы – значит, есть стремление увеличить рабочую неделю или пенсионный возраст. Зачем? Чтобы извлечь прибыль. Не будем сейчас говорить, плохо это или хорошо. Это продиктовано законом капитализма: только пока он получает прибыль, он работает. Есть стремление повысить рабочую неделю – будет и протест тех, чью рабочую неделю и пенсионный возраст будут повышать ради прибыли корпораций. Ведь наивно думать, что люди сдадутся без борьбы.
Чтобы сказать это, не надо быть левым или правым. Надо просто видеть объективное положение дел. Левым или правым ты становишься, только когда занимаешь одну из сторон.
Я вернусь в пример из конца XVIII века. Говоря про «единство и борьбу противоположностей», Вы упускаете важный момент. Аристократия не могла без буржуазии: уровень производительных сил того времени требовал увеличение масштабов производства и торговли, в которой бы зарождался новый класс. А буржуазия могла без аристократии, мало того – она должна была развиваться без нее.
Сейчас буржуазия не может без наемных рабочих. А они без нее могут, какую бы дрожь ни вызывала эта мысль. Вам не кажется, что конец истории еще не наступил, что у наемных рабочих есть большой соблазн обойтись без системы, при которой их тяжкий труд превращается в фонтаны роскоши для других?
Да, это будет очень сложно и опасно, и я тоже боюсь попасть в то общество, которое описал столь часто цитируемый либералами Оруэлл: диктатуру группки лиц, которая стократно хуже даже нынешней буржуазно-демократической республики. Главное не забывать, что создатель этого гениального предостережения сражался в Испании, до конца жизни оставался социалистом и был верен классовой борьбе, за которую он проливал кровь на стороне нищих. И что «1984 год» - это панический крик социалиста, вызванный деяниями убийц, пришедшими под его же знаменами, которым он был верен всю жизнь. Да, и мне страшно увидеть такое будущее.
Но эту систему надо менять. И это можно сделать только с помощью ослабления государства: развития коммун и самоуправления; создания предприятий, которые будут находиться в коллективной собственности работников; децентрализации власти; высоких социальных гарантий – бесплатного образования, медицины, жилья и так далее.
Если этого не будет, то придут ребята из «1984 года», которые воспользуются объективными противоречиями классовой борьбы и неспособностью капиталистов удержать власть (а буржуазия, поверьте, как и любой социальный организм, имеет свой конец). И тогда мало не покажется никому.
Капиталисты говорят: «Только капитализм и рынок, иначе будет диктатура». Сторонники тоталитарных режимов говорят: «Только диктатура, контроль и держава, иначе будет капитализм». А мир устал от капитализма, рынка, диктатур и держав.
Комментарии
Вообще-то по Гегелю борьба противоположностей заканчивается не поражением одной из сторон, а синтезом. Во Франции буржуазия отнюдь не уничтожила аристократию: в конце концов явился Наполеон со своим новым дворянством, потом Реставрация, потом Июльская монархия, аристократия стала буржуазной, а буржуазия - аристократичной. На новом уровне, аристократы и буржуа объединились против пролетариев, но и это противоречие в конце концов закончилось синтезом "социального государства" и "общество всеобщего благосостояния". Леваки похожи на жителей заколдованного царства спящей принцессы, которые проспали 100 лет и вновь как ни в чем не бывало принялись рассуждать о буржуазии и пролетариате, и о том, что буржуа не могут обходиться без пролетариата, а пролетарий может обойтись без буржуа (с помощью чиновника?) - опыт "реального социализма" для них просто дурной сон, а опыт западного общества, давно преодолевшего марксову дихотомию буржуазия-пролетариат, как бы и не существует.
Цинциннат, римские патриции были правы в том смысле, что в их время рабовладельческий строй был действительно высшей формой общественных отношений. Будущее вообще тьмой покрыто, однако по отношению к Марксу и тому миру, который он описывал с помощью понятий "капитализм", "буржуазия", "пролетариат" и т.п., будущее уже давно наступило. Только обчитавшиеся Ленина леваки не замечают, что в эпоху компьютеров и производство, и общество необходимо должны быть организованы иначе, чем в эпоху паровых машин. То, что вы здесь описали - это так называемый "народный капитализм", как раз одна из форма гегелевского "снятия" марксовых противоречий между трудом и капиталом, общественной формой производства и частной формой присвоения (другой вариант - перераспределение доходов с помощью налогов). Заметьте, что противоречия снимаются не выходя за рамки рыночной экономики, института частной собственности и прочих "буржуазных" институтов.
А кто сказал, что посткапиталистическое будущее должно быть лишено противоречий? Этого и сам Маркс не говорил теоретически, хотя фактически, конечно, мыслил коммунизм как типичную утопию всеобщей гармонии. Что же до корпораций, то без таких корпораций, как Майкрософт, покамест никуда - оставим юным марксистам мечтать о том, как освобожденный пролетариат будет собственными силами продвигать высокие технологии.
Прошу прощения, что встреваю в интересную дискуссию Сфрандзи и Цинцината, но не могу не вставить свои 5 копеек.
1. Идеалом Ц23 является социальное государство вроде Швеции. Я - только за. Однако должен заметить, что ныне существующие социальные государства стартовали где-то в 50-х годах прошлого века. То есть мы не знаем к каким изменениям в национальных характерах приведёт строй, в изрядной степени лишённый материального стимула к труду. Может быть, через 100 лет канадцы превратятся в "мясные орхидеи" (как в рассказе саймака), а может быть Швецию заселят нынешние обитатели мальмё и вместо прекрасной Утопии получится халифат с шариатом? Впрочем, не исключено, что этого не случится, однако нужно признать, что социальные государства - это смелый ЭКСПЕРИМЕНТ с неясным пока конечным результатом. Ошибка Ц в том, что он пытается прямо сецчас распространить этот эксперимент на всё человечество, не оставляя ему свободы манёвра в том случае, ечли "шведская" модель вдруг окажется тупиковой. Так нельзя.
2. И ещё. В рассуждениях Ц23 присутствуют ВЗАИМОИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПАРАГРАФЫ. а)Одобряются изменения в форме собственности современных корпораций, б)Выражается тревога их усилением. Ведь ясно, что усиление - следствие внутреннего совершенства, расхваливаемого в пункте а)...
Ох уж эти советские гуманитарии...
1. "Человечество безусловно идет по пути социального уравнивания. "
А вот это когда как. вы намеренно опустили первобытно-общинный строй, где равенства всяко больше, чем при любом другом строе? ;-)))
2."Мне больше по душе совместное владение небольшими компаниями их работниками."
Ну мне, в общем, тоже пао душе. Однако в основных промышленных отраслях как раз НЕБОЛЬШИЕ компании невозможны. Судостроение, производства автомобилей, энергетика и т.п. осуществляются именно БОЛЬШИМИ компаниями и никак иначе.
3. Я довольно чётко артикулировал почему современные социальные государства - суть смелый эксперимент. Вы, видимо, не потрудились прочитать. Повторюс:"мы не знаем к каким изменениям в национальных характерах приведёт строй, в изрядной степени лишённый материального стимула к труду. Может быть, через 100 лет канадцы превратятся в "мясные орхидеи" (как в рассказе саймака), а может быть Швецию заселят нынешние обитатели мальмё и вместо прекрасной Утопии получится халифат с шариатом?".
Именно эксперимент. Итоги подведём лет через 100. А пока что пусть расцветают сто цветов.
Если отвлечься от случая в Мельмё, скандинавская система всем хороша, но во первых расчитана на страны с маленькой экономикой и однородным населением( по признаку религия, ну традиции , культура , язык, ну они очень цивилизованы и приятны в общении, но , на сколько для цивилизованных людей это сегодня позволительно, очень ревниво относятся к своему назовём это, "традиционализму"- некот. элементы , там стилизованы, но не все, напр. имена там должны быть только , ну ""местные"или надо платть штрав) , т.е. "согласным с какими-то общими для всех порядками" и небольшим и очень склонны к традиционизму( ...Скандинавы , между прочим , большие консерваторы, были и остались и ужасно сильно ценят , каждый свою индивидуальную культуру и ко многому там нужно привыкать , как в социальном, так и в кльтуральном плане, одним эти порядки очень быстро подходят , а кому-то нет(если не подходт, то лучше там не жить- "т.е. если это рай, то не для всег человечества"), таким интернациональным странам , как США, Канада Австрали, особено США , скандинавский тип развития не подходит, как не крути, многие не согласятся)
ЦуЦа реэмигрируйте в Рашу, что Вы мучаетесь, там "есть забта об тех людях, к-рые будуче здоровыми, и дееспособными , согласны объявить себя убогими и радуются "заботе государства"......
Для Даниила Полторацкого
Вот вы пишете: "Есть стремление повысить рабочую неделю – будет и протест тех, чью рабочую неделю и пенсионный возраст будут повышать ради прибыли корпораций"
1. Прибыли корпораций в РФ определяются из цены не нефть и газ. продолжительность рабочего дня на них почти не влияет,
2. Прохоров - никакой не олигарх-капиталист. на современном бизнес-слэнге это называется "поплавок" - то есть фиктивный собственник, за которым стоят реальные (в погонах).
3. Исходя изпп2 и 3 легко придти к выводу, что продолжительность рабочего дня Прохорову пофигу. Зачем же он об этом говорит? Смею предположить, что для пиара своих хозяев: завтра, например, главный тандемщик и с металлом в голосе скажет, что не допустит ухудшения условий труда. отличный предвыборный ход, однако обидно наблюдать, как неглупые люди вроде вас ведутся на такую туфту.
Вот ыедь как в воду глядел!
tp://news.mail.ru/politics/5752623/?frommail=1
Мёльме, ну это показательно для сегодняшнего дня ;-(, хотя это просто более острый пример. Ну не получится никак , никогда и никому облогодеетельствовать"всё человечество по скандинавски". Там либо выйдет
Такой, назовём это , радикальный вариант
1)Это если распространить "скандинавский тип развития" повсеместно, что"всех людей подстрегут под одну причёску", т.е. "одинаковые условия для всех"( а кто не согласен ,должны будут быть объявлены "ассоциальными личностями"), т.е, "так нелюбимая ЦуЦей диктатрура"( к тому же она никого не осчастливит, простие , Каутский, но такой "вид диктатуры не понравился бы и Вам", потому, что это для Вас будет подобно ощущения" де жа вю", только Вы, Каутский, "если этот план кто либо захочет реализовать", т.е. распространить "скандинавский опыт на другие страны" и создать для этого диктатуру будет категорически против, т.е "не те реформы" и"не та диктатура", а ЦуЦа будет всем и каждому доказывать, что "всё идёт , как надо", а несогласные с этим нелучшим в мире и совсем не оригинальным соц. эксперементом- раскалывают общество),
2) Другой вариант, это то, что ну в какой-то степени( по крайней мере очасти), можно наблдать сегодня:- более цивилизованным индивидуумам прийдётся "прогнуться под ассоциальных личностей" из соображения политкоректности( ну это очень глупая форма политкорректности, но всё же(???)) и имено она и имеет место быть сегодня-нет управы на нарушителей, и многие , чтоб "не связываться" делают вид, "что так и должно быть" и , в конечно итоге Мёльме, в лучшем случае, где нормальное и естественное взаимотношение людей,обязывающее к политкорректности к "новоиспечённым гражданам" со статусом беженцев и нежелание знать,"что происходит в мире",привело к локальному размыванию этих ценностей,когда немногочисленных граждан,давно живущих там ,вначале заставили из "соображения общего блага" вначале осудить несуществующих сионистов,за несметные грехи,а потом,не смогли,да и не стали защищать,тех кто с этим согласился и остался" в превую очередь шведом", от дальнейших нападок ну не убивали и не растреливают,но совершали там то,"что в Шведции не было изначально принято",а именно "продолжали им напоминать о сионизме активным образом",ну грубо и образно говоря",это выглядело так), т.е. "всё тоже самое в сухом остатке", что "есть то и имеем"...
А, самое интересное, что скандинавы давно это поняли, никто из них "не хочет осчастливливать мир ", они , как все европейцы заняты "своими собственными маленькими сиюмнутными проблемами а ЦуЦа нет
Анонимные комментарии не принимаются.
Войти | Зарегистрироваться | Войти через:
Комментарии от анонимных пользователей не принимаются
Войти | Зарегистрироваться | Войти через: