Также: Война

статья Генштаб проиграл последний бой

Виктор Семенов, 14.05.2004
Анатолий Квашнин. Фото с сайта NEWSru.com

Анатолий Квашнин. Фото с сайта NEWSru.com

14 мая завершился срок подачи поправок ко второму чтению законопроекта "Об изменении и признании утратившими силу некооторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления". Самым активным противником законопроекта, сообщили Граням.Ру в парламенте, оказался Генеральный штаб Вооруженных сил РФ.

Напомним: принятый в первом чтении 29 апреля законопроект предусматривает существенное изменение системы управления Вооруженными силами. Например, из закона "Об обороне" исключается положение о том, что министр обороны осуществляет управление Вооруженными силами через "Генеральный штаб ВС РФ, являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными силами РФ". И "по вопросам организации обороны" силовым структурам не надо больше взаимодействовать с Генштабом. И еще ряд аналогичных, то есть умаляющих роль ГШ, законодательных нововведений. С учетом того, что из закона "Об обороне" вообще исключена статья "Основные функции Генерального штаба ВС РФ", это существенное снижение роли "мозга армии" в управлении Вооруженными силами.

Интересно, что в самом Генштабе о законопроекте узнали только из публикаций в СМИ. А один из руководителей ГШ неофициально заявил: "Этого не может быть, потому что не может быть никогда". По рассказам наших источников в военном ведомстве, когда выяснилось, что законопроект не просто существует, а даже принят в первом чтении, ярость начальника Генштаба не знала границ. Квашнин собрал своих подчиненных и потребовал объяснений: как столь значимый законопроект миновал Генеральный штаб?

Заметим: в Минобороны есть целое направление по взаимодействию с федеральными органами власти. Возглавляет его генерал-майор Владимир Власов. Именно это направление (около двух десятков старших офицеров), взаимодействуя с Госдумой, курирует вопросы законодательного обеспечения Вооруженных сил. Не знать о существующем законопроекте Власов и его подчиненные просто не могли. А не доложили Квашнину, потому что их прямой начальник, заместитель министра обороны и статс-секретарь генерал-полковник Игорь Пузанов, по министерским раскладам является человеком Сергея Иванова, а никак не Квашнина. Именно г-н Иванов назначил экс-командующего Московским военным округом своим заместителем и представил его к званию "генерал армии". При том, что реально в подчинении у Пузанова осталось всего две структуры - вышеназванное направление и Служба по безопасности полетов, всего не более пятидесяти офицеров.

В администрации президента, где, отметим, и родился антигенштабовский законопроект, очевидно, менее всего интересовались мнением самого Генштаба и его начальника. Достаточно было ознакомить с ним министра обороны.

Не получив поддержки в Кремле, Квашнин попытался изменить содержание законопроекта через своих людей непосредственно в Госдуме - ведь депутаты, в отличие от Генерального штаба, обладают правом законодательной инициативы. Ставка была сделана на председателя думского комитета по обороне генерал-полковника Виктора Заварзина. Именно начальнику Генштаба Заварзин обязан перемещением с малозаметной должности первого заместителя начальника Штаба по координации военного сотрудничества стран СНГ на пост главного военного представителя России в НАТО. Квашнину Заварзин обязан и своим "звездным часом" - знаменитым марш-броском на Приштину, едва не принесшим ему Золотую звезду Героя России. Утверждают, что и баллотироваться в Думу генерал-полковнику присоветовал именно Квашнин, обеспечивший своему подопечному победу в отдаленном избирательном округе на Камчатке, где добрая половина избирателей ходит в погонах. Для поиска компромисса с президентским законопроектом был отряжен дажецелый десант военных юристов.

] Однако после долгих консультаций с думскими экспертами "десантники" вынуждены были признать, что сделать уже ничего невозможно. Поправки Квашнина, предусматривающие восстановление функций Генштаба как органа оперативного управления Вооруженными силами и другими силовыми структурами, нарушали концепцию законопроекта, что запрещено делать после принятия его в первом чтении.

Как сказали Граням.Ру в комитете по обороне, теперь функции Генштаба будут утверждаться не законом, а указом президента. Так что г-ну Квашнину надо искать подходы непосредственно к главе государства.

Виктор Семенов, 14.05.2004


новость Новости по теме