Сергей Иванов отругал НАТО за плохую борьбу с террором
На международной конференции по борьбе с терроризмом в Норфлоке глава Минобороны России Сергей Иванов сообщил, что Россия и НАТО разрабатывают документ о террористических угрозах и способах им противодействовать, передает РИА "Новости". "В настоящее время российские и натовские эксперты рассматривают проект документа "Текущие и будущие террористические угрозы Вооруженным силам России и государствам - членам НАТО", - сообщил Иванов. Этот документ будет содержать определение террористической угрозы, описание способов воздействия на объект террористического нападения, а также общие оценки террористических атак.
Министр обороны отметил, что в ходе конференции не услышал четкого ответа на вопрос, какую конкретно функцию выполняет Североатлантический альянс в антитеррористической борьбе. "Похоже, руководство альянса, к сожалению, гораздо более озабочено размещением военных баз и ударных самолетов как можно ближе к границам России", - отметил Сергей Иванов. "Спрошу прямо: какое отношение к борьбе с международным терроризмом имеет процесс расширения альянса в Центральной Европе и Прибалтике? Отвечу сам - никакого", - сказал министр.
"Если говорить о расширении НАТО в северо-западном направлении, в направлении балтийских государств, то наше отношение к этому спокойно негативное", - продолжил тему министр. "Фактор расширения НАТО был известен давным-давно, и ничего неожиданного в нем для России не было", - подчеркнул он.
Сергей Иванов заявил, что считает, что у России и НАТО есть потенциал для взаимодействия в новых условиях безопасности. Он выразил надежду, что и в НАТО придерживаются того же мнения. По его словам, общая задача России и НАТО на сегодняшний день - максимально активно задействовать Совет Россия-НАТО в качестве эффективного работающего инструмента в новой архитектуре безопасности и стабильности в Европе, активнее адаптировать его к условиям возникновения новых угроз и вызовов безопасности. "Для решения этой задачи необходимы транспарентность и доверие как в отдельных областях российско-натовского военного сотрудничества, так и в сферах военной политики и военного планирования, - сказал Иванов. - Доверие - вот главный термин, который должен определять характер отношений в рамках антитеррористической коалиции".
По его словам, необоснованная избирательность сотрудничества в некоторых областях всегда способствует возникновению недоверия и чувству определенной озабоченности в отношениях на двустороннем уровне. "По нашему мнению, учет национальных интересов каждой страны является позитивным элементом всемирного укрепления стабильности и международной безопасности. Россия готова принять в этом процессе самое активное и непосредственное участие", - подчеркнул Иванов.
Говоря о военном сотрудничестве России и НАТО, Иванов заявил, что его неотъемлемой частью стала борьба с терроризмом. "Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что международный терроризм, представляющий собой наиболее опасное для мировой цивилизации явление, несет угрозы безопасности как отдельным странам, так и человечеству в целом", - отметил Иванов.
Глава Минобороны РФ заявил, что считает недостаточным участие НАТО в борьбе с террором. "Мы проводим нашу конференцию под эгидой Совета Россия-НАТО. И поэтому вполне правомерен вопрос: а какую конкретно функцию выполняет Североатлантический альянс в антитеррористической борьбе? Признаюсь, четкого ответа на этот вопрос я не слышал", - сказал Иванов. "Какую роль играет Россия в антитеррористической борьбе всем известно", - отметил он. Так, по его словам, ликвидирован очаг международного терроризма в Чечне, обеспечены реальные условия для мирного урегулирования и строительства гражданского общества в республике. "Именно Россия обеспечивает безопасность северного фланга антитеррористической группировки в Афганистане", - сказал Иванов.
Министр признал, что усилия США и союзников в борьбе с международным терроризмом очевидны, но вот НАТО в целом явно в этом отношении отстает.
В связи с этим Сергей Иванов призвал страны Североатлантического альянса перейти к практическим действиям в борьбе с терроризмом от "бумажного" этапа согласования общих оценок. По его мнению, необходимо бороться не только с терроризмом, как с таковым, но и с экстремизмом как питательной средой для терроризма. "А для этого нужно решительно отвергнуть принцип "двойного стандарта", который все еще процветает в мировой политике", - заключил Иванов.
По словам министра, "последние события в мире говорят о том, что зарождается новая террористическая волна". "Поэтому, - подчеркнул он, - нам настоятельно необходимо достичь нового уровня координации в антитеррористической борьбе". По словам министра, "международный терроризм как одно из следствий глобализации в последние годы стал реальностью современного мира, поэтому и борьба с терроризмом - неотъемлемая часть глобализационных процессов".
Вместе с тем он заявил, что "нельзя победить международный терроризм, опираясь только на силовые методы и использование вооруженных сил". "Победа над терроризмом может стать результатом только скоординированных усилий спецслужб, вооруженных сил, политических и общественных, в том числе и международных организаций", - сказал Иванов.
Глава Минобороны считает, что "необходимо выработать общее понимание того, что любые попытки вести переговоры с террористами противоречат демократии". "Однако в этом вопросе присутствует откровенная непоследовательность: с одной стороны, страны Евросоюза на саммите в конце марте этого года принимают декларацию о сотрудничестве в области борьбы с терроризмом, но почти одновременно оказывают на Россию жесточайшее давление с целью заставить ее начать переговоры с террористами в Чечне", - сказал он. "Хочу еще раз жестко и однозначно заявить - Россия никогда не вела и не будет вести переговоры с террористами", - сказал Иванов.
В своем выступлении Иванов упомянул и Организацию объединенных наций. Он призвал ООН выступить в качестве идеолога и координатора усилий в борьбе с международным терроризмом. "Переход к односторонним действиям в борьбе с терроризмом может означать разрушение антитеррористической коалиции", - отметил Сергей Иванов. "Любые действия государств и международных организаций против террористов, в том числе и силовые, должны основываться на нормах и принципах международного права, а также быть пропорциональны угрозам и строго выверены с точки зрения их последствий", - добавил министр обороны России.
Также в своем выступлении министр обороны России затронул темы антитеррористической операции в Афганистане и международной миротворческой операции в Косово.
Иванов заявил, в частности, что разгром "Талибана" не привел к стабилизации обстановки в Афганистане и сокращению потоков наркотиков из этого государства. "Успех Вооруженных сил НАТО в разгроме талибов не был поддержан строительством гражданского общества в Афганистане, воссозданием афганской экономики и интеграцией афганского общества в общемировые процессы, - сказал Иванов. - Все это, - продолжил Иванов, - не может не беспокоить Россию, поскольку таджикско-афганская граница, на которой несут службу российские пограничники, стала местом, где борьба с наркокурьерами не прекращается ни на минуту".
По сведениям Сергея Иванова, в 2003 году в Афганистане было собрано порядка 3600 тонн опия, что составляет 3/4 его мирового объема. "В переработанном виде это составляет более 300 тонн героина", - сказал он. "В целом же ежегодный афганский наркооборот составляет около $30 млрд, и участвуют в нем более 1,5 млн человек", - сообщил Сергей Иванов. Он заявил, что Россия надеется на участие миротворческих сил антитеррористической коалиции в борьбе с афганским наркотрафиком. "Россия готова оказать техническое содействие и консультативную помощь в проведении подобных операций", - сказал он.
Что же касается операции в Косово, то министр оценил ее как провал, создающий угрозу для всего Балканского региона. "Сегодня в Сербском автономном крае Косово, не побоюсь сказать прямо, стабилизационная операция фактически провалена, - сказал Сергей Иванов. - Сегодня стало окончательно ясно, что попытки потакать экстремистам из числа косовских албанцев, взявших курс на формирование моноэтнического общества, провалились и создали серьезную опасность дестабилизации всего региона", - отметил Иванов. "Североатлантический альянс, - сказал министр, - должен наконец понять, что нельзя заигрывать с политическими экстремистами, с вандалами, уничтожающими в Косово памятники, внесенные в реестры ЮНЕСКО, и убивающими мирных жителей".
"Сегодняшняя Россия не занимает позицию недоброжелательного наблюдателя, злорадствующего по поводу провалов НАТО. Несмотря на расхождения взглядов и противоречия по некоторым вопросам, наша страна предлагает альянсу сотрудничество, совместный поиск путей и общей безопасности", - заявил Иванов.
Комментарий
Речь Иванова - лишнее подтверждение тому, что из теоретической в практическую плоскость сотрудничество НАТО и России перейдет не скоро. И дело не в проблемах совместимости систем оперативного управления. Не совмещаются основополагающие позиции: что такое терроризм и как с ним бороться. По Иванову, терроризм - это любое вооруженное сопротивление власти. Бороться с ним можно всеми доступными способами: от ковровых бомбометаний до зачисток всего, что шевелится. Отсюда и обращение к примеру Чечни. Министр обороны РФ считает, что это образец успешной антитеррористической деятельности. Неважно, что и в Чечне, и вокруг нее, и в самой Москве продолжают стрелять и взрывать. Главное, проявлены жесткость и непримиримость - никаких переговоров с боевиками, никакого различия между Басаевым и Масхадовым... И это должно быть примером для НАТО.
Однако большинство стран, входящих в альянс, считают, что борьба с международным терроризмом должна быть адресной. Она не должна прокатываться сплошным катком по мирному населению. Противостояние террору не отменяет права человека, не обязывает страны переходить на военно-полицейский режим и сворачивание гражданских свобод. И, может быть самое главное, война с террором не означает, что человеческая жизнь - ничто перед великими целями антитеррора. Для Иванова неуступчивость террористам превыше всего. Он, наверное, и Норд-Ост мог бы отрекомендовать мировому осообществу как образец классической операции по освобождению заложников. По части несговорчивости она была проведена безупречно. Но вряд ли в НАТО готовы следовать примеру России. Тем более, что и после Норд-Оста террор не оставил россиян.
Характерна сама тональность общения Иванова с НАТО. Как и раньше, он считает себя вправе устраивать альянсу выволочку, выставлять ему оценки, разговаривать с ним в учительской манере. Возможно, это отвечает его представлениям о том, как должен держаться представитель великой державы в кругу атлантистов. Над этой, мягко говоря, устаревшей манерой можно сколько угодно подшучивать, но для России она означает, что реальное сотрудничество с Западом - вовсе не приоритет в политике сегодняшнего Кремля. Есть и куда более высшие ценности. Например, вернуть себе имидж ракетно-ядерного пугала, страны, в которой идеологические химеры всегда стоили дороже жизни человека.
К сожалению, в России высокомерное поведение Иванова найдет благодарный отклик в сердцах многих и многих. Мол, умыл наш-то америкосов. Мы так привыкли кормиться державной спесью, когда есть, в прямом смысле, нечего. Видимо, велика надежда, что прокормимся тем же самым и дальше.
Справка
Задачи ВВС НАТО в Прибалтике
По утверждениям военных НАТО, самолеты ни для кого, в том числе и для России, никакой угрозы не представляют. Глваком военно-воздушных сил Литвы полковник Эдвардас Мажейкис утверждает, что истребители выполняют функции воздушной полиции. Эти самолеты развивают скорость до 2100 км в час, радиус патрулирования достигает 1600 км. Получив сигнал о нарушении воздушного пространства Литвы, Латвии или Эстонии, истребитель за несколько минут окажется в нужной точке и примет необходимые меры. Мажейкис также утверждает, что "опасения русских всего лишь традиционные". Пока в Зокняй будут дежурить военные из Бельгии, позже их заменят военные и самолеты из Дании, Норвегии и Великобритании.
REGNUM.Ru, 30.03.2004