Минобороны: За февраль в армии погибло 37 военнослужащих
В феврале в вооруженных силах было зарегистрировано 1395 преступлений различной тяжести - на 562 больше, чем в январе. Об этом говорится в очередном сообщении Минобороны "Информация о происшествиях и преступлениях в Вооруженных Силах РФ", опубликованном на сайте военного ведомства.
За февраль в армии и на флоте небоевые потери составили 37 человек - на два человека больше январских потерь. Почти половина погибших (17 человек) – самоубийцы. В январе покончили с собой 26 военнослужащих.
От неосторожного обращения с оружием погиб один человек, в ДТП – один, жертвами убийства по неосторожности стали семеро. Жертвой дедовщины стал один человек. Десять военнослужащих погибли в результате несчастных случаев.
Комментарий
Надо иметь в виду, что в статистику Минобороны попадают только те случаи, что зарегистрированы органами военной прокуратуры. По некоторым делам следствие тянется месяцами, а то и годами, и со временем расклад причин меняется (об этом предупреждают и авторы публикации на министерском сайте). Вполне может оказаться, что в феврале 2007 года преступлений со смертельным исходом на почве неуставных отношений было совершено не одно, а гораздо больше.
Кроме того, в ведомственную статистику входят только те преступления, в том числе и со смертельным исходом, что были совершены в отношении военнослужащего "при исполнении им обязанностей военной службы". То есть гибель солдата, скажем, в увольнении здесь не отражается. Как и смерть от болезни на госпитальной койке. Между тем случаев, когда командиры (в сговоре с военными медиками) пытались гибель солдата списать на его "больное" сердце, не так уж и мало. А внезапная инвалидность еще вчера вполне здорового парня и вовсе фиксируется только в медицинских документах. Военюристы проявляют тут интерес только тогда, когда не реагировать просто невозможно - как было с тем же рядовым Сычевым. Не прояви настырность родственники и журналисты, трагедия в Челябинском танковом училище так бы и осталась незамеченной военной статистикой.
Вот самоубийства военнослужащих попадают в статистику любые, независимо от места и времени их совершения. Однако что стоит за этими трагедиями, из одних цифр не выведешь. Начальство, как правило, намекает на несчастную любовь, на неподготовленность молодых людей к тяготам службы – слабаки, мол, потому и ушли из жизни. Лично мне, прошедшему и срочную, и офицерскую службу, в такие мотивы плохо верится. В большинстве случаев потяни ниточку - и упрешься в 110-ю статью УК ("доведение до самоубийства"), а то и в инсценировку. Другое дело, что тянуть ниточку командирам не особенно хочется. А нынче и военюристам тоже. Ведь с приходом на должность главного военного прокурора г-на Фридинского и они, юристы, несут ответственность за благоприятную статистику.
Среди тех сорока трех человек, кто за минувшие два месяца ушел из жизни, есть и офицеры. Но здесь установлением причин, толкнувших военнослужащего на самоубийство, прокуратура и вовсе, можно сказать, не занимается. Тяжелая служба, бытовая неустроенность, семейные неурядицы - и роковое решение созрело. Чтобы следствие начало разрабатывать версию "доведение до самоубийства", надо чтобы офицер застрелился на плацу перед строем, после того как его оскорбил командир (был такой случай в Уральском военном округе). Во всех прочих случаях садисты-командиры, вогнавшие подчиненного в гроб, могут спать и расти в званиях спокойно.
Владимир Темный
Статьи по теме
Мы сходим на берег - и сходим с ума
После случившегося военный психолог сделал вывод, что предположительной причиной самоубийства старшего лейтенанта Сергея Б. явилось "психическое расстройство на почве длительного скрытого депрессивного состояния, вызванного неудовлетворенностью достигнутым в жизни и обостренным чувством вины перед своей семьей за невозможность обеспечить достойное существование". "Диагноз" для флотских суицидов универсальный.
Потерянные потери
Минобороны огласило информацию о небоевых потерях в Вооруженных силах. Это очевидный прогресс в отношениях военного ведомства с гражданским обществом. Видимо, Сергей Иванов сообразил, что открытая статистика может быть эффективным оружием в борьбе с очернителями армии. Однако без военных хитростей не обошлось.