Суд оштрафовал ассоциацию "Правовая основа" за отказ регистрироваться "агентом"
Судья Орджоникидзевского районного суда Екатеринбурга Владимир Жабреев отклонил апелляцию Ассоциации "Содействие в правовой защите населения "Правовая основа" на штраф в 300 тысяч рублей за отказ регистрироваться "иностранным агентом". Об этом сообщает руководитель НКО Алексей Соколов.
Политической деятельностью "Правовой основы" сочли оказание ее сотрудниками бесплатной юридической помощи осужденным и обжалование незаконных действий в судах сотрудников колоний.
"Жабреев перед уходом в совещательную комнату, задал мне вопрос, а в чем сложность зарегистрироваться в качестве "иностранного агента" и осуществлять правозащитную деятельность дальше? Посмотрев ему в глаза и вспомнив два дня, в течение которых мы ему доказывали абсурдность выдвинутых против нас обвинений, я улыбнулся и ответил, - я не буду вешать на организацию ярлык иностранного агента и признаваться в том, чего я не совершал. Про себя я подумал, раньше меня за отказ признаваться в том, чего я не совершал, приговорили к трем годам лишения свободы, а сейчас просто лишили юридического лица. Я считаю, что это прогресс в лучшую сторону", - отмечает Соколов.
"Правовая основа" ликвидируется. У ассоциации нет средств для уплаты штрафа, а члены организации не несут субсидиарную ответственность по обязательствам. По словам Соколова, команда единомышленников продолжит свою работу под другим юридическим лицом.
Ассоциация "Правовая основа" была внесена в реестр "иностранных агентов" 3 июля.
Алексей Соколов получил известность распространением фильма "Фабрика пыток, или Педагогический опыт", основанного на документальном материале тренировок расправ над заключенными. Соколов также вел общественное расследование убийства и истязаний заключенных в Копейске 31 мая 2008 года и иных случаев жестоких расправ в местах лишения свободы.
13 мая 2009 года Богдановичским городским судом Свердловской области Соколов был признан виновным в совершении грабежа и кражи. Соколова приговорили к пяти годам строгого режима, позже срок был сокращен до трех лет. Единственными доказательствами совершенных правозащитником преступлений стали показания давно осужденных уголовников.
Все свидетели обвинения находились в местах лишения свободы, под властью ФСИН, контролем за деятельностью которой занимался Соколов, будучи руководителем "Правовой основы и членом Общественной наблюдательной комиссии за местами лишения свободы Свердловской области. По результатам проверок, проведенных Соколовым, многие сотрудники ФСИН понесли наказание. Поэтому правозащитники и общественные активисты считали фабрикацию уголовного дела против Соколова местью "правоохранительных" органов за его активную общественную деятельность.