Пейзаж около усадьбы Тютчева могут испортить коттеджи
Тютчевские холмы, расположенные в непосредственной близости от усадьбы "Мураново" в Подмосковье, собираются застраивать коттеджами, сообщает "Газета". Объявления о продаже участков на холмах, находяшихся на противоположном от усадьбы берегу реки Талица, появились в рекламных газетах в феврале. Официально продаются бывшие совхозные земли, принадлежащие ЗАО АПФ 'Майский'. Собственник разрешил торговать этой землей посреднической фирме - ЗАО "Ведомости". Если купившие землю новые собственники постороят на Тютчевских холмах коттеджи, то ландшафт музейного комплекса будет безвозвратно испорчен.
На состоявшейся в среду пресс-конференции в Министерстве природных ресурсов по поводу кампании по сносу незаконно простроенного жилья в Подмосковье, Ленинградской области и Краснодарском крае руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Валерий Рощупкин не смог прокомментировать ситуацию в Муранове. "Я не обязан быть в курсе всех частных случаев по этой теме", - сказал он.
Директор музея Владимир Пацюков уверен, что за всей этой ситуацией с продажей земли стоят "некие структуры в Москве". По его словам, о продаже участков в музее узнали случайно из объявлений в газете "Из рук в руки".
Каждая сотка была продана за 500 долларов и еще по 150 долларов взяли за перевод каждой сотки из категории сельхозземель в земли под застройку. Однако в ЗАО "Майский" эту информацию опровергли. "Нам заявили, что эта земля была продана представителям покупателей за 2000 долларов за сотку. Представители заявили, что покупателями являются 'очень крупные люди, близкие к Кремлю и губернатору Московской области' и называли уже сумму 3 млн. долларов. Миф это или реальность, сказать трудно", - сказал директор.
Тютчевские холмы занимают площадь в 50 га и имеют статус земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, по словам директора музея, эта территория имеет историко-культурную ценность: они входят в зону охраняемого природного ландшафта. Генеральная схема развития музея-усадьбы "Мураново", которая в последнее время разрабатывалась Институтом реставрации памятников и Министерством культуры, предполагает воссоздание усадебного комплекса, в который входили некоторые из прилегающих территорий.
Музей направил соответствующие запросы в комитет по земельным и природным ресурсам, главе Пушкинского района, губернатору Борису Громову, министру культуры Московской области, в регистрационную палату и в прокуратуру Московской области. В ходе проверки выяснилось, что "плана этих зон нет ни у районного архитектора, ни в Комитете по земельным ресурсам, то есть получалось, что эта зона природоохранной не является", - рассказал Пацюков.
В администрации района музею заявили, что они не давали никаких согласований по продаже земли и документация на согласование к ним не поступала. Прокуратура области сообщает то же самое. Она направила уведомления в другие ведомства о том, что эти земли особо ценные.
Справка
Мураново
Музей-усадьба Мураново имени Ф.И.Тютчева – уникальный памятник русской культуры XIX – начала XX веков и одновременно замечательное явление музейного дела 1920–30-х годов.
В прошлом Мураново было среднепоместной усадьбой, включавшей главный дом, церковь, жилые и хозяйственные постройки, сад и парк. Усадьба органично вписывалась в природный ландшафт, составляя с ним единый архитектурно-пейзажный ансамбль.
С 1816 по 1918 гг. Мурановым владели, последовательно сменяя друг друга, четыре семейства, связанные родственными узами, – Энгельгардты, Боратынские, Путяты и Тютчевы. Каждое из них было причастно к литературной жизни России. Достопримечательностью усадьбы является главный дом, построенный в 1842 году Е.А.Боратынским. В нем постепенно сложился комплекс литературных и бытовых меморий гениальных русских поэтов Е.А.Боратынского и Ф.И.Тютчева. Здесь же были сосредоточены материалы И.С.Аксакова (поэта, публициста, издателя и первого биографа Тютчева), Н.В.Путяты (литератора и друга Е.А.Боратынского), Н.В.Сушкова (литератора, хозяина литературного салона в Москве) и Л.Н.Энгельгардта (автора исторических мемуаров). История Муранова как "литературного гнезда" складывалась на протяжении целого столетия. В 1816 г. эта небольшая подмосковная усадьба была приобретена Е.П.Энгельгардт, женой отставного генерал-майора Л.Н.Энгельгардта. Участник военных походов, он стал известен как автор воспоминаний о временах Екатерины II, Павла I и Александра I.
В 1826 г. поэт Евгений Абрамович Боратынский женился на старшей дочери Энгельгардтов Анастасии Львовне, а в 1837 г. его друг литератор Николай Васильевич Путята стал мужем младшей – Софьи Львовны.
Впервые Боратынский посетил Мураново в 1826 г. Начиная с 1828 г. он почти ежегодно жил здесь с семьей в летнее время. В стихотворении "Есть милая страна, есть угол на земле...", написанном в начале 1830-х годов, запечатлен мурановский пейзаж со всеми его характерными особенностями:
С 1841 г. Боратынский был погружен в хозяйственную деятельность. В 1842 г. он занимался устройством пильной мельницы, сводом, продажей и посевом леса; по своим архитектурным планам строил новый двухэтажный дом. В том же году вышла книга его философской лирики "Сумерки". Осенью 1843 г., поэт с женой и детьми отправился в заграничное путешествие, оказавшееся для него роковым. 29 июня 1844 г. Е.А.Боратынский внезапно умер в Неаполе.
В 1850 г. имение по разделу имущества между сестрами А.Л.Боратынской и С.Л.Путятой отошло во владение к последней.
Путяты бережно хранили наследие Боратынского: портреты, письменный стол, предметы, связанные с литературным трудом и последним путешествием. Для них Мураново всегда оставалось "страной поэта".
В 1859 г. Н.В.Путята опубликовал "Записки" своего тестя Л.Н.Энгельгардта, а в 1867 г. напечатал письма Е.А.Боратынского, снабдив их подробными комментариями. Широкие литературные связи Путяты определили круг его мурановских гостей. Здесь бывали Н.В.Гоголь, С.Т. и К.С. Аксаковы, кн. В.Ф.Одоевский, кн. Е.П.Ростопчина, С.А.Соболевский, С.Д.Полторацкий и другие.
В 1869 г. дочь Путят Ольга Николаевна стала женой Ивана Федоровича Тютчева, младшего сына поэта Ф.И.Тютчева. Эта семья продолжила работу по собиранию, хранению и обнародованию культурных ценностей мурановского "литературного гнезда". Семейное предание гласит, что Ф.И.Тютчев однажды навестил семью своего сына в Муранове. Лишь после смерти поэта этому месту суждено было стать хранилищем его наследия. В разное время сюда были привезены автографы, книги, портреты, вещи поэта и членов его семьи из Петербурга, Москвы и Овстуга, родового имения Тютчевых в Орловской губернии.
В 1879 г. И.Ф.Тютчев построил в Муранове для своей овдовевшей матери Эрнестины Федоровны флигель для ее летних приездов. Здесь она готовила к печати сочинения мужа, включавшие его стихотворения и политические статьи. В Муранове неоднократно бывал Иван Сергеевич Аксаков, женатый на старшей дочери поэта Анне Федоровне. В 1874 г. он опубликовал первую биографию Тютчева. Его труд вобрал в себя как семейные предания, так и документальные свидетельства, хранившиеся в родственном окружении поэта. После кончины И.С.Аксакова его вдова передала в Мураново часть рукописей, книг и портретов мужа, а также обстановку его московского кабинета. Здесь же оказалось и наследие Николая Васильевича Сушкова, который был женат на Дарье Ивановне Тютчевой, сестре поэта. В 1850-х гг. он публиковал стихи Ф.И.Тютчева в своем альманахе «Раут». В Москве в доме Сушковых жила Екатерина Федоровна Тютчева, дочь поэта, не чуждая литературному труду. Ее сестра Дарья Федоровна Тютчева вместе с братом И.Ф.Тютчвым в 1900 г. осуществила второе, дополненное, издание сочинений отца. После смерти обеих сестер в Мураново было доставлено множество портретов, документов, книг и вещей из принадлежавшей им усадьбы Варварино Владимирской губернии. Так семья И.Ф. и О.Н. Тютчевых оказалась хранительницей культурного наследия двух поэтов Е.А.Боратынского и Ф.И.Тютчева и их родственного окружения.
Мураново – редкий пример неразоренного родового гнезда, где семейные культурные традиции не прерывались даже в музейный период.
Материалы взяты с официального сайта музея
Дословно
Федор Тютчев
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..
1836
Владимир Пацюков
Угроз не было. Просто, когда я им сказал, что они не смогут получить согласование в Комитете по земельным и природным ресурсам и в правительстве Московской области, мне сказали, что "сейчас все покупается, в том числе и подписи". И еще намекнули, что эти "крупные люди" смогут поставить нас на место.
"Газета", 06.08.2004
Федор Тютчев
Эти бедные селенья...
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.
13 августа 1855
Статьи по теме
"Музей мечты" Владимира Набокова, или Возвращение Устина
Зданиям, хранящим память о Владимире Набокове, одном из главных мировых писателей XX века, в Питере и его окрестностях не везет. В 1923-м сгорела Батовская усадьба, в середине 90-х – дом в Рождествене. Да и Большая Морская может уйти в чужие руки.