Борьба МПР в Подмосковье: появилась первая жертва
В Красногорском районе Московской области инспекторы Министерства природных ресурсов России выдали владельцу одного из коттеджей исполнительный лист и свидетельство об аресте имущества. Об этом РИА "Новости" сообщили в управлении по связям с общественностью МПР России.
Согласно документам, до 1 августа хозяин дома, построенного на берегу Истры, должен снести свою постройку. Дело в том, что строительство на этом участке не было согласовано с природоохранными службами. Забор, который построил владелец, перегородил подход к воде. Сделка о покупке земли была признана незаконной.
О своем намерении бороться с незаконной застройкой районов Подмосковья представители МПР заявили в середине этого месяца. Впрочем рейды Федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользования начались в еще в начале месяца. Затем служащие министерства приступили к инвентаризации земельных участков. Как заявил в интервью "Эхо Москвы" заместитель руководителя службы Олег Митволь, особая проверка выявила многочисленные нарушения.
Речь идет о массовых самозахватах земель, береговых линий водоемов, а также о незаконных вырубках лесов первой категории - в частности, в национальном парке "Лосиный Остров" и на Рублевке. Например, как рассказал Митволь, только первый этап проверки показал, что под строительство было захвачено около 1400 гектаров государственных земель.
МПР также представило "черный" список мест, где обнаружено больше всего незаконно возведенных построек. Упоминались, зона Истринского водохранилища, Масловского леса на Рублево-Успенском шоссе, в Одинцовском и Красногорском районе. В поселке "Зеленый Мыс" выстроены коттеджи ближе 30 метров от береговой линии, что запрещено. Вообще подобных "прибрежных" зданий выявлено более 2000 на Пестовском, Истринском, Пяловском водохранилищах. На Новорижском шоссе незаконно построен на госземлях целый поселок "Балтия". 40 объектов самостроя чиновники нашли в Москве.
В "черный" список попало и здание, которое строят участники телешоу "Дом-2" на берегу Истринского водохранилища. 14 июля объект был проверен группой Главного управления природных ресурсов Московской области. Организаторы шоу не смогли представить необходимые документы. "Обидно, - сказал по этому поводу г-н Митволь, - что талантливый телеканал пропагандирует застройку без документов охранной зоны водохранилища".
По действующему законодательству, все незаконные постройки будут сносить. Кроме того, как стало известно "Газете", МПР до сентября приостановило выделение земли в Подмосковье под коттеджное строительство. По словам министра природных ресурсов Юрия Трутнева, землю выделять не будут до тех пор, "пока не будет установлена система, понятная для людей, для нас и защищающая интересы государства".
Комментарий
"У Топтуновых дачу отбирают!"... Ах, сколько в этом широкой русской души: и самого Топтунова, отгрохавшего посреди жалких советских шести соток дворец, и остального народонаселения, лелеящего сокровенную мечту, выраженную в лаконичном пожелании Топтунову: "Чтоб ты сгорел". И нет лучшего способа обелиться власти в глазах народа, чем "подпалить" дворцы. На радость хижинам. А в наше время, когда коттеджи, сверкая импортным кирпичом, застят жизнь обитателям "хижин", сковырнуть эти гнезда капитализма - значит на веки заработать благодарность и любовь простого народа.
Но это так, увертюра. Суть же дела в том, что в принудительном сносе дач из природоохранной зоны сегодня столько же политического смысла, как и в идее деприватизации. То есть, много. Прежде всего, это утоление жажды справедливости обездоленных и неимущих. Кои и составляют подавляющее большинство российского народонаселения - основной отряд строителей президентского рейтинга. Телекартинка с бульдозером, стирающим с лица земли шикарный коттедж - это пожизненное президентство Путина. Большего подарка его рейтингу придумать невозможно. Олигарх за решеткой - это бледная тень торжества социальной справедливости в лице бульдозера. И второй смысл, тоже не хилый. Представляете, сколько сильных (в разной степени) мира сего, влиятельных, весомых, возможно, до этого часа независимых в своих суждениях - политиков, бизнесменов, артистов, ученых - выстроилось в очередь в президентский предбанник. Эффективный инструмент влияния на умонастроение граждан.
А юридическая сторона, конечно, в этом деле присутствует. Однако же разрешается она просто. Застройки, оказавшиеся в прибрежной охраняемой зоне, безусловно, должны быть снесены (в соответствии с законом), заборы, тоже понятно, не должны перекрывать "кислород" местным жителям, осложнять им жизнь. Не говоря уже о том, что самой практике разбазаривания заповедных лесов должен быть положен раз и навсегда конец. Иначе говоря, потеснить, ограничить уже возведенное - это одно. А равнять с землей собственность, в которую человек, возможно, вложил все свое состояние - это совсем другое.
Конечно, позиция Минприроды и других застрельщиков дачной войны, по сути своей, неуязвимая. Но реалии таковы, что в России последние, без малого, 15 лет, от Балтики до Тихого океана шла дикая застройка самых лакомых и, как правило, заповедных территорий. Дачник с берегов Истры, получивший исполнительный лист об аресте своего имущества, - лишь первый в гигантской очереди подобных. И если это не очередной пиаровский ход властей, то разбираться надо с сотнями тысяч дачевладельцев. Но не с помощью бульдозера. А на основании закона, который, безусловно, абсолютно не готов к такому глобальному "перемолу" собственности. Нужна государственная программа, которая бы свела к минимуму возможности произвола, которая бы учла то простое обстоятельство, что дикий захват земель осуществлялся с молчаливого согласия властей, самого государтсва. И оно, государство, должно взять на себя часть расходов по восстановлению законности. Это и компенсации, и вложения в экологическую безопасность, которые бы позволили не доводить дело до сноса, и, возможно, своего рода амнистия тем, кто на условиях, прописанных в законе (а не по звонку из Кремля), ее заслуживает. А пока все смахивает на традиционное, столь популярное в путинские времена, политическое шоу в угоду столь обожаемому президентом большинству.
Справка
О правовом положении строений, возводимых частными лицами без надлежащего оформления
(Разъяснение НКВД и НКЮ от 14 марта 1929 г.№ 89/32)
С мест поступают массовые запросы о судьбе строений, возводимых частными лицами самовольно или хотя и с разрешения соответствующих местных органов, но без заключения договора о праве застройки. Вопрос этот был предметом обсуждения Совета народных комиссаров РСФСР и последний поручил Народным комиссариатам внутренних дел и юстиции разъяснить, что договоры о праве застройки могут заключаться и в случаях осуществления построек без таковых и что местные исполнительные комитеты могут в исключительных случаях регистрировать на праве собственности и строения, возведенные рабочими и служащими без надлежащего оформления до 1 октября 1929 г. (протокол заседания СНК от 10 января 1929 года № 17).
Вследствие изложенного НКВД и НКЮ разъясняют:
1. В случаях обнаружения строений, возведенных частными лицами без надлежащего оформления, надлежит требовать (за исключениями, указанными в ст.3 и 5 настоящего разъяснения) от владельцев означенных строений заключения договора о праве застройки.
2. В заключаемом договоре застройки должна быть оговорена обязанность застройщика исправить в указанный срок те нарушения строительно-технических правил и норм, которые, будучи обнаружены при осмотре строений органами строительно-технического контроля при заключении договора застройки, допускают исправление.
3. В случаях, если указанные нарушения являются настолько существенными, что сохранение строений будет признано невозможным и если при этом допущенные нарушения не могут быть устранены, строения подлежат сносу в судебном порядке.
4. В тех случаях, когда владельцы строений, возведенных без надлежащего оформления, уклонятся от заключения договора о праве застройки, надлежит применять меры понуждения, как то: привлечение к уголовной ответственности, возбуждение в судебном порядке требования о принудительном отчуждении таких строений по установленной оценке и т.д.
5. Признание права собственности на строения, возведенные без надлежащего оформления, возможно по постановлениям местных исполнительных комитетов лишь в виде исключения. Регистрация указанных выше строений на право собственности может иметь место лишь в отношении рабочих и служащих и при том, если строения возведены не позднее 1 октября 1929 г.
"Бюллетень НКВД", № 12 за 1929 г.
Дословно
Олег Митволь
(О выявленных незаконных постройках в Подмосковье)
Прокуратура Московской области готовит списки и документы на подачу в суд под снос. Когда прокуратура и Минприроды получит все необходимые документы, они будут переданы службе судебных приставов Минюста. В установленном порядке строения будут снесены, хотя по закону снос должен производиться за счет самовольного застройщика.
"Эхо Москвы", 15.07.2004