"Гринпис": Байкальский ЦБК решено закрыть
Правительство России приняло принципиальное решение о закрытии Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Об этом заявляет "Гринпис" со ссылкой на Дмитрия Шейбе, гендиректора компании "ВЭБ инжиниринг", которая занимается решением проблем БЦБК. Ответ Шейбе на запрос экологов опубликован на сайте "Гринпис".
Как говорится в документе, "ВЭБ инжиниринг" тщательно рассмотрел три возможных варианта: модернизацию комбината, его перепрофилирование и закрытие. По итогам экспертизы выяснилось, что единственно приемлемым решением будет закрытие БЦБК и создание в Байкальске особой экономической зоны, ориентированной на развитие туризма и иных отраслей, не наносящих ущерба экологии. Иные варианты охарактеризованы в исследовании как технически малоосуществимые, экономически нецелесообразные, социально бесперспективные и экологически несостоятельные.
Правительство поддержало доводы российских и зарубежных экспертов. При этом оно наконец признало, что ликвидацию экологического ущерба, нанесенного БЦБК, можно без проблем провести и при остановленном предприятии. Ранее кабинет министров упорно отрицал этот факт.
И все же, отмечает "Гринпис", конкретные сроки закрытия комбината так и не установлены. Между тем в 2010 году российская делегация на сессии комитета всемирного наследия ЮНЕСКО от лица правительства страны пообещала решить проблему загрязнения Байкала сбросами предприятия в течение 30 месяцев. Эти 30 месяцев истекли 30 января. В экспертном заключении "ВЭБ инжиниринга" говорится, что на остановку основного производства БЦБК нужно минимум два года. Экологи требуют обосновать этот срок, а также сообщить, от какой даты он должен отсчитываться.
19 декабря 2012 года Арбитражный суд Иркутской области ввел на БЦБК конкурсное управление сроком до 5 июня 2013-го. После этого экологи из WWF и "Гринпис" рассчитывали на закрытие предприятия. "Сейчас БЦБК официально признан банкротом, и его закрытие по здравом размышлении представляется лишь вопросом времени", - отмечали они.
Тем не менее в середине января 2013 года комбинат возобновил работу. "В конце декабря комбинат был остановлен в связи с реструктуризацией производства. Сейчас идет отгрузка сырья на БЦБК", - заявил тогда представитель предприятия.
Однако работал комбинат недолго. 7 февраля на предприятии случился пожар, площадь которого составила 257 квадратных метров. Огонь уничтожил галерею, обеспечивающую подачу сырья для варки целлюлозы. Баки с химикатами горели несколько часов; потушить их не удавалось из-за отсутствия средств для борьбы с химическими пожарами. После этого БЦБК остановился, и перспективы возобновления его работы "крайне туманны", отмечают экологи.
По информации "Гринписа", в скором времени конкурсный управляющий комбинатом Александр Иванов намерен провести общее собрание кредиторов, чтобы вынести на нем решение о прекращении производства. Известно, что основной кредитор БЦБК - Внешэкономбанк, в декабре открывший предприятию кредитную линию в объеме 460 миллионов рублей на текущие нужды, а в феврале перекупивший у Альфа-банка почти двухмиллиардную задолженность комбината, - поддержит эту идею.
С осени 2008 года БЦБК не работал, поскольку по требованию Росприроднадзора перешел на систему замкнутого водооборота, не позволяющую сточным водам предприятия попадать в Байкал. Однако использование такой технологии привело к потере комбинатом рентабельности. В октябре 2009-го на БЦБК была введена процедура наблюдения: комбинат находился на грани банкротства, и его планировали закрыть.
В начале 2010 года Владимир Путин подписал постановление, разрешавшее комбинату вновь сбрасывать отходы производства в Байкал. Считается, что это было сделано в интересах Олега Дерипаски, структуры которого контролировали БЦБК. При этом Дерипаска пообещал Минприроды в течение трех лет разработать технологию, исключающую сброс отходов производства в Байкал.
В марте 2010-го в Иркутске прошел митинг против загрязнения Байкала. Он собрал около 3 тысяч участников. Вскоре после этого подобная акция была проведена и в Москве. В июне 2010 года Верховный суд отклонил иск экологов, признав работу БЦБК законной.
Ситуация с БЦБК, отмечали экологи, "и в России, и за рубежом воспринимается как показатель дееспособности и ответственности российских властей", а значит, "руководство страны само должно быть заинтересовано в принятии конкретного и понятного решения".