Дело историка Супруна признано резонансным и передано в СКП
Уголовное дело в отношении ученого-историка Михаила Супруна и полковника милиции Александра Дударева передано в следственный отдел по Северо-Западному федеральному округу СКП. Как передает РИА "Новости", об этом говорится в сообщении ведомства. В СКП это решение объяснили спецификой материалов дела и большим общественным резонансом, который вызвало его расследование.
По информации СКП, Супрун в 2007 году получил грант от представителей Немецкого Красного Креста и Исторического исследовательского общества немцев на обработку имеющихся в архивах Архангельска 40 тысяч архивных дел в отношении немецких граждан.
"В результате он (Супрун - Ред.) создал электронную базу о пяти тысячах спецпереселенцев - гражданах СССР, репатриированных с территории Германии по окончании Второй мировой войны, а также членах их семей", - говорится в сообщении ведомства. По данным СКП, эти люди являлись этническими немцами и поляками, выселенными в 1945-1956 годах на территорию Архангельской области.
"Собранные Супруном сведения содержали биографические данные, состав родственных связей, факты и основания перемещения с территории СССР и Германии, кроме того, информацию о службе в армии на стороне Германии. За обработку персональных данных этих лиц Супрун получал деньги", - отмечается в документе.
При этом в СКП отмечают, что Супрун знакомился с архивными материалами благодаря Дудареву. "Он (Дударев - Ред.) незаконно обеспечил Супруну беспрепятственный доступ к фильтрационно-проверочным делам и возможность копирования материалов без согласия людей, о которых собирались сведения, и их родственников. По мнению следствия, Супрун собирался передать данную информацию за рубеж", - говорится в сообщении.
Cупрун составляет "Книгу памяти" репрессированных в 40-е годы российских немцев и выявляет судьбы иностранных военнопленных, находившихся в северных лагерях. Как сообщала ранее "Новая газета", 13 сентября его машину перехватила милиция на шоссе между Архангельском и Северодвинском. Затем сотрудник ФСБ усадил профессора в машину и отвез к следователю. Тот объяснил, что кто-то сообщил ФСБ о своем нежелании видеть в "Книге памяти" данные его родственников, и чекисты заподозрили ученого в распространении информации, носящей личный характер.
В домах Супруна и Дударева и на местах их работы сотрудники ФСБ провели обыски, у историка при обыске был изъят весь личный архив. По словам профессора Супруна, обыск у него дома и на работе был "беззастенчивым": "Мне сказали — скажите спасибо, что половицы не ломаем. Унесли, помимо прочего, мой архив — документы по истории России XX века, которые я привез из Америки, материалы Поморского научного фонда (в его руководство входили ректоры местных университетов, губернатор области), который я возглавлял и который был закрыт три года назад. Мой сын подавал заявки на гранты, его материалы тоже унесли. Унесли вообще все, что было написано на иностранных языках. При этом постановление суда о проведении обыска ни дома, ни на работе мне не показывали."
В 2007 году был заключен российско-германский договор, в соответствии с которым руководство МВД России инициировало создание базы данных репрессированных. Проект "Книга памяти" существует уже 10 лет, такие сборники публикуюся почти во всех регионах России, сообщил сопредседатель правозащитного центра "Мемориал" Ян Рачинский. "В зависимости от региона разные структуры власти (в том числе МВД и ФСБ) участвуют в подготовке этих книг, но прокуратура — всегда непосредственный участник: согласно Закону о реабилитации, пересмотр всех архивных дел возложен на прокуратуру, она должна вести эту работу вне зависимости от наличия заявления от родственников", - заявил Рачинский.
Дословно
Рафаил Ганелин
И Михаил Супрун, и Александр Дударев по-прежнему находятся в статусе подозреваемых, проводится предварительное следствие. Михаил Николаевич Супрун сейчас в Польше, где заканчивает свою стажировку. Он уехал, получив разрешение следователя. Однако на следующий допрос - 9 ноября - он должен вернуться в Россию. Последней информацией, которую мы получили от Супруна, следователь Шевченко потребовал от него подписку о неразглашении тайны следствия. Мы считаем эту подписку о неразглашении тайны следствия незаконной и советуем Михаилу Супруну ее обжаловать. Однако, ему, к сожалению, не повезло с адвокатом, которая также заняла позицию необщения с прессой. Архангельск - это ведь не Москва или Санкт-Петербург, где сильны правозащитные традиции еще со времен "Хроники текущих событий".
"Радио Свобода", 26.10.2009
Статьи по теме
Частное против честного
Если по делу Супруна и Дударева будет вынесен обвинительный приговор, исследователи будут опасаться не только публиковать, но даже копировать документы. Так что при работе над историей советского общества придется использовать только уже опубликованные документы и мемуары, а доступ независимых исследователей к архивам фактически прекратится.
Надо колпак переколпаковать
Под трескотню о "модернизации" внедряются советские технологии контроля над общественной жизнью, научной мыслью и всем что движется. Ученые теперь должны согласовывать зарубежные выступления и публикации. Увольняться или приспосабливаться? Говорят Юрий Рыжов, Марина Шишкина, Михаил Гельфанд, Ирина Карацуба, Никита Петров, Лев Клейн.