Суд оправдал фигурантов дела об убийстве Холодова
В четверг Московский окружной военный суд оправдал фигурантов дела об убийстве журналиста газеты "Московский комсомолец" Дмитрия Холодова. Как передает РИА "Новости", все шестеро обвиняемых признаны невиновными по всем инкриминируемым им статьям. В приговоре говорится, что "обвинения прокуратуры голословны и не нашли своего подтверждения в суде".
Суд пришел к выводу, что гособвинение опиралось в основном на признательные показания одного из обвиняемых - Павла Поповских. Эти показания были признаны судом не соответствующими действительности. В частности, Поповских утверждал, что занимавший в 1994 году пост министра обороны Павел Грачев был недоволен публикациями Холодова и просил их "прекратить". Однако в приговоре суда говорится, что ложность этих показаний подтверждается показаниями самого Грачева, которые он дал в суде, а также тем, что позднее Поповских отказался от своих слов. В мае 1998 года он заявил, что дал эти показания вынужденно, поскольку ему была необходима срочная операция.
Суд также принял решение направить уголовное дело об убийстве Холодова в Генпрокуратуру для дополнительного расследования и установления лиц, причастных к убийству. Было вынесено частное определение, касающееся прокуратуры: суд установил, что при проведении следствия сотрудники прокуратуры "допустили ряд нарушений". Так, по заключению суда, один из обвиняемых, Барковский, был заключен под стражу незаконно и допрашивался в отсутствие адвокатов, а еще двое фигурантов уголовного дела, Сорока и Капунцов, были задержаны без достаточных на то оснований.
Прокуратура опротестует решение суда уже в пятницу. Прокурор Ирина Алешина сказала, что "резко отрицательно относится к нынешнему приговору" и что он "целиком и полностью повторяет предыдущий приговор по этому делу". Она напомнила, что фигуранты дела уже были оправданы военным судом по тем же основаниям. Однако она считает это решение суда "несправедливым и незаконным". "Мы будем надеяться, что нам удастся поставить точку в этом деле, и будем надеяться на справедливое решение суда. Пока военный суд дважды не оправдал моих надежд", - добавила Алешина.
Отец погибшего журналиста Юрий Холодов собирается обратиться в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Он не согласен с решением суда, хотя, по его словам, этот приговор не стал для него неожиданностью.
Комментарий
Хотя прокуратура и собирается опротестовать оправдательный приговор, но дело представляется законченным. Более того, вполне может статься, что сама прокуратура, исправляя нарушения, на которые ей указал суд, откажется от обвинения в отношении Павла Поповских и его соратников. Кому-то уже мало оправдания обвиняемых в убийстве Дмитрия Холодова по суду. Нужно оправдание "по прокуратуре". Полное. Окончательное. Этакий осиновый кол для всех, кому пришло или может прийти в голову заподозрить офицеров элитных российских спецподразделений в тяжком преступлении.
Буданова в конце концов пришлось чеченского замирения ради осудить (да и то выпустят, как только сам пожелает). Ульмана - уже нет. А спецназовцев из ВДВ выдать с головой журналистам, чтобы и дальше совали нос куда не следует? Да никогда. Страна должна знать, что такое хорошо, а что такое плохо. Плохо - когда судят военных. Хорошо – когда всех остальных.
А рекомендация суда продолжить поиски убийц Дмитрия Холодова - пустой жест. Осенью этого года истекает срок давности по такого рода преступлениям. Десятилетние мучения российского военного правосудия завершаются.
Справка
Основные этапы дела об убийстве Дмитрия Холодова
27-летний журналист "Московского комсомольца" Дмитрий Холодов, занимавшийся темой коррупции в армии, погиб на своем рабочем месте в редакции газеты 17 октября 1994 года. У него в руках взорвался чемоданчик-"дипломат", в котором должны были находиться переданные ему перед этим некие разоблачительные документы.
9 ноября 2001 года в Московском окружном военном суде начались слушания по делу об убийстве Холодова. В качестве обвиняемых были привлечены 6 человек: полковник разведки ВДВ Павел Поповских, офицеры разведки ВДВ Владимир Морозов, Александр Сорока, Константин Мирзаянц, а также охранник частного предприятия Александр Капунцов и коммерсант Константин Барковский. По версии обвинения, Поповских и его сообщники расправились с Холодовым, желая оказать услугу министру обороны Павлу Грачеву, который выражал недовольство деятельностью журналиста и желание "разобраться" с ним".
В целом объем уголовного дела составил 104 тома и 50 аудио- и видеокассет с записями следственных действий. Обвинительное заключение насчитывало более 800 страниц.
26 июня 2002 года суд вынес всем шеcтерым обвиняемым оправдательный приговор. Прокуратура, не согласившись с эти решением, обратилась в вышестоящую судебную инстанцию с кассационным представлением, которое поддержали потерпевшие - родители погибшего журналиста Зоя и Юрий Холодовы.
27 мая 2003 года Военная коллегия Верховного суда отменила оправдательный приговор и направила дело на новое рассмотрение в Московский окружной военный суд.
На продолжившемся процессе подсудимые вновь заявили о своей невиновности (ранее некоторые из них, в том числе и Поповских, признавались в причастности к убийству Холодова, однако позже стали утверждать, что эти признания были сделаны под давлением).
26 марта 2004 года суд допросил бывшего министра обороны Павла Грачева. Он заявил, что, отдавая приказ разобраться с журналистами, которые порочат армию, не подразумевал их физического устранения. Он также высказал предположение, что Холодов сам изготовил взрывчатку, от которой погиб.
17 мая 2004 года прокурор Ирина Алешина потребовала приговорить подсудимых к лишению свободы на срок от 8 до 15 лет с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Она также просила суд лишить военнослужащих ВДВ, обвиняемых в убийстве журналиста, воинских званий и государственных наград.
10 июня 2004 года Московский окружной военный суд вторично оправдал всех обвиняемых. 14 марта 2005 года Военная коллегия Верховного суда подтвердила оправдательный приговор. 10 июня 2005 года Верховный суд России отказал родителям Дмитрия Холодова в удовлетворении надзорной жалобы на оправдательный приговор по делу об убийстве их сына. Исчерпав все средства судебной защиты своих прав в России, отец и мать убитого журналиста обратились в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Суд отказался рассматривать это дело, мотивировав отказ тем, что Россия ратифицировала Европейскую конвенцию по правам человека в мае 1998 года - через 3,5 года после убийства журналиста
Грани.Ру
Дословно
Ирина Алешина
Еще в начале апреля родители Димы, которые всегда посещали все заседания суда, за исключением, если тяжело болели, сказали, что, наблюдая за тем, как ведется суд, пришли к выводу, что правды здесь искать достаточно сложно.
"Мы не хотим участвовать в этом спектакле и придем только на прения, чтобы сказать, что на скамье подсудимых сидят убийцы нашего сына". Я буквально процитировала вам их слова, после которых они встали и ушли.