Антон Носик: Сервер Граней.Ру опечатали, чтобы сделать приятное Путину
Производя следственные действия в отношении Граней.Ру, прокуратура проявила "профессиональное и технологическое невежество", считает главный редактор Ленты.Ру Антон Носик. Комментируя опечатывание веб-сервера "Граней" в интервью Рунет.Ру, он напомнил, что в сентябре следователи уже производили в редакции выемку файла с видеообращением похищенной заложницы Надежды Погосовой. "Перед этим следователи потратили целый месяц на получение разрешения, хотя достаточно было одного телефонного звонка - редакция ведь не отказывается от сотрудничества со следствием". Затем, как полагает Носик, "в Генпрокуратуре нашлись доброжелатели, которые сообщили следователям, ведущим это расследование, что подобные действия делают приятное Главному человеку на Земле. Если же продолжить начатое дело, то есть шанс получить "звездочку". Да и подсказчики, отчитавшись о проделанной работе, смогут получить что-нибудь из того, на что они давно стоят в очереди".
По мнению Носика, Грани.Ру подверглись давлению в связи с тем, что издание финансируется Борисом Березовским. "И такое происходит не впервые: в свое время был лишен постоянной российской визы гражданин Израиля и основатель некогда популярного интернет-провайдера "Ситилайн" Демьян Кудрявцев. Причиной явилась все та же близость к Березовскому. И это при том, что Кудрявцев политикой не занимается, а в Россию приезжает исключительно по деловым вопросам", - отметил Носик.
Он констатировал, что поиски преступников, похитивших чеченских прокуроров, в Интернете оказались неэффективными. "Более того, Погосову и Климова уже давно освободили. Зачем тогда ими вообще заниматься? Ведь в Чечне полно других заложников", - добавил Носик.
Сервер Граней.Ру, находящийся в дата-центре компании "Корбина Телеком", был опечатан Московской городской прокуратурой по распоряжению прокуратуры Чеченской Республики еще 27 ноября, однако редакции об этом не сообщили.
Как рассказали нам в "Корбине", сотрудники прокуратуры, предъявив постановление о выемке почтового сообщения с видеофайлом, попросили изъять его с сервера. За отсутствием такой возможности следственная группа намеревалась конфисковать сервер, однако затем решила ограничиться его опечатыванием "до выяснения пароля". Работники прокуратуры оставили "Корбине" копию протокола о произведенных действиях и пообещали в ближайшее время уведомить провайдера о том, что сервер Граней.Ру можно "распечатывать". Однако этого до сих пор не произошло.
На этой неделе руководство Граней.Ру обратилось в прокуратуру за разъяснениями. Старший следователь Алексей Галкин в телефонном разговоре сообщил, что сервер можно распечатать безнаказанно и без всяких формальностей. По мнению юристов, это грозило бы нам уголовной ответственностью по статье 294 УК (воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования). Затем Галкин прислал в редакцию по факсу письмо, в котором говорится, что мы "имеем право нарушить опечатывание" сервера.
Видеообращения Погосовой, полученные по электронной почте, Грани.Ру опубликовали 18 августа и 30 сентября. Сотрудники Граней.Ру были допрошены в качестве свидетелей по этому уголовному делу. Прокуратура при этом подчеркивала, что мы ни в чем не подозреваемся.
Дословно
Сергей Рыжков
Об опечатывании прокуратурой сервера Граней.Ру:
"Корбина" поступила так, как поступил бы любой провайдер. Провайдеры обычно стараются с властями не ссориться. Стараются не подставлять владельца сервера, но если прокуратура придет с убедительными бумажками что-то изымать, я думаю, любой провайдер, скорее всего, сопротивляться не будет, если он не сильно прикрыт юристами. При этом будет всячески отмазываться и твердить, что за файлы клиентов ответственности не несет. И он действительно ответственности не несет. Он - компания, которая передает сигнал, что к нему поставили хоститься, то и поставили.
Провайдеры - они вообще с властями обычно дружат. Приходят люди с каким-то ордером - ну, наверное, имеют право. А что нет такой процессуальной нормы, как "опечатывание", - ну, что ж тут поделаешь. Современное право к Интернету вообще малоприменимо. Понятно, что при опечатывании легко можно поменять или стереть информацию на сервере. В моем понимании, вся эта ситуация демонстрирует, что с законами у нас все плохо, и для Интернета законы не написаны. Каждая служба действует по своим соображениям, в результате получается глупо, а работать им как-то надо.
У провайдеров очень много всяких проблем, кроме контента на серверах. Я лично являюсь ярым сторонником того, что провайдера от всех проблем с контентом надо максимально удалить: большинство провайдеров даже юридического департамента, как правило, не имеет, а конфликты могут быть очень сложными, потому что интернет-СМИ, которые у провайдера хостятся, бывают крупными и пафосными. Кроме того, надо максимально формализовать процедуру, иначе каждая инстанция будет действовать по-своему, а средний провайдер не рискнет противодействовать, к примеру, прокуратуре - вдруг она ему проверку устроит. Существует же понятие "подвергается давлению".
Вообще особенность нашей страны в том, что в ней создана система законов, по которым жить нельзя и никто не живет. При этом существует практика, она разумнее, и по ней жить можно. С третьей же стороны, любой оказывается виноват, и любого можно прижать. Что страннее всего, даже пострадавшие при этом не говорят, что надо реформировать законодательство так, чтобы по нему можно было жить, а только жалуются, что их обижают.
Грани.Ру, 18.12.2003